О замечательных курганских педагогах
Рассказывает журналист газеты «Курган и курганцы» Вера Мусина Став школьницей, я обрела уверенность: на свете нет людей важнее, чем учителя.
Рассказывает журналист газеты «Курган и курганцы» Вера Мусина
Став школьницей, я обрела уверенность: на свете нет людей важнее, чем учителя. У нас, только начинающих школьную жизнь, не было сомнений в том, что наша первая учительница Мария Тихоновна Степанова знает все и обо всем. К тому же она была добрейшим человеком, и мы очень уютно и спокойно чувствовали себя под ее крылышком. Когда перешли в среднее звено, Мария Тихоновна постоянно к нам забегала, чтобы узнать, как у нас дела.
Разумеется, моей мечтой детства было стать учительницей. Я постоянно играла в школу с соседскими малышами: мастерила для них миниатюрные игрушечные «учебники» — но с настоящими заданиями, такие же маленькие тетрадки. Рассаживала ребятишек на полянке и проводила «уроки». Кстати, их родители были убеждены, что именно благодаря моим «урокам» их дети, став первоклассниками, быстрее адаптировались в школе…
Как показало время, для моей веры в педагогов Саракташской средней школы № 1 (Оренбургская область) были все основания. На вступительных экзаменах на факультет журналистики Уральского государственного университета строгие экзаменаторы поинтересовались, где и какую школу я окончила, и просили передать спасибо учителям русского языка и литературы, английского языка и истории за те знания, что они мне дали.
Наверное, уважение к профессии педагога стало одной из причин и того, что тема моей дипломной работы — «Образ учителя на страницах СМИ». Это был конец семидесятых, когда в прессе много писали об учителях-новаторах. Какие это были яркие личности!
Потом прекрасные представители этой профессии встретились и мне. И стали героями моих публикаций.
Мои героиВ самом начале журналистской деятельности в областной газете «Советское Зауралье» была опубликована моя зарисовка о Галине Алексеевна Тутыниной. О ней, своем классном руководителе, написала в редакцию группа сварщиков Курганского машиностроительного техникума: «Галина Алексеевна буквально влюблена в свою профессию. Она пишет стихи о сварке и сварщиках». Мне показался не совсем обычным этот союз — женщина и сварка. И я решила познакомиться с Галиной Алексеевной поближе.
Знакомство началось уже в городском автобусе. Несколько молодых людей говорили о сварке, и не раз упоминалось имя Галины Алексеевны Тутыниной.
Мы вышли на одной остановке. Оказалось, ребята — ученики Галины Алексеевны, и они с удовольствием согласились меня к ней проводить. Сколько дифирамбов они ей пропели, пока мы шли от остановки до техникума!
А после беседы с Галиной Алексеевной и я уже не сомневалась, что сварка — это и мощь, и красота, о которых нужно говорить стихами, а о ее кумире Борисе Патоне, советском металлурге и технологе металлов, директоре Киевского института электросварки имени Е. О. Патона, — только в превосходной степени.
В 1970-х годах профессия свела меня и с педагогом, который, казалось, спешил опередить время. Владимир Павлович Парилов, руководитель кружка электроники и радиотехники Курганского ГПТУ № 30, вместе со своими кружковцами создал робота, которого назвали Яша. Сначала Яша мало что умел — ходить взад-вперед, размахивать руками, и только. Возникали идеи у Парилова, ими «заболевали» кружковцы — и «умнел» Яша. Тот, который был мне представлен, уже научился говорить, определять форму предметов, «работал» информатором на выставке… Кто знает, может быть, кто-то из кружковцев В. П. Парилова стал конструктором и создал сегодняшние потрясающие машины.
В период работы в редакции городской газеты «Курган и курганцы» одной из основных моих тем тоже было образование.
Очень тяжело вспоминать девяностые годы, когда учителя часто выходили на забастовки с требованием достойной оплаты их труда. Это же было главным вопросом и на традиционных августовских конференциях, которыми открывался новый учебный год. А значит, и на страницах газеты.
Но пришло время, когда сами же педагоги на одной из конференций с удовлетворением отметили, что вопрос оплаты труда перестал быть настолько горячим и можно обсуждать темы, касающиеся развития образовательного и воспитательного процесса в школах Кургана.
И я уже писала не только о проблемах, но и о позитивных моментах. Героями моих публикаций становились и педагоги, и ученики, в которых, как известно, продолжаются их учителя. Курганские педагоги умеют растить умников и умниц. Благодаря прежде всего им на страницах городской газеты было о ком рассказывать.
В свое время на первой странице газеты «Курган и курганцы» публиковались материалы из цикла «Дети нашего города», вызывавшие неизменный интерес. А Людмила Александровна Серякова, учитель русского языка и литературы средней школы № 29 города Кургана, заслуженный учитель РФ, провела специальный классный час, посвященный «Детям нашего города». Людмила Александровна сама всегда старалась видеть в учениках в первую очередь личность. И такое внимание «взрослой» газеты к юным горожанам очень ей импонировало. Знаю, что на уроках Людмилы Александровны и другие публикации нашей газеты нередко использовались в качестве учебного пособия и для изучения разных стилей письменной речи, и для развития кругозора. Ради этого же Людмила Александровна водила учеников в музеи, филармонию, но чаще всего — в театры. Она убеждена: каждый спектакль — это знакомство с новыми именами в литературе, стимулирование ребят к прочтению того произведения, по которому спектакль поставлен.
Сегодня в социальных сетях можно найти форумы выпускников разных лет любой школы, где они довольно откровенно высказываются о бывших педагогах. Выпускники средней школы № 29 помнят «великую и бессмертную учительницу русского языка и литературы Людмилу Александровну Серякову» и преклоняются «перед ее педагогическим складом души и умением влиять на людей!!!». Именно так — с несколькими восклицательными знаками.
Капитаны школьных кораблейПо тому или иному поводу я побывала в большинстве курганских школ. Но некоторые стали практически родными — именно благодаря тому тесному сотрудничеству, которое удалось с ними наладить. И заслуга в этом, конечно, руководителей, заинтересованных в том, чтобы об их школе узнали в городе.
Могу со всей ответственностью утверждать: системе образования города Кургана повезло с директорским корпусом. Большинство его представителей напоминали капитанов кораблей, которые умело вели их сквозь бури и штормы. Уж чего-чего, а этого в сфере образования всегда было достаточно!
Мне очень нравилось бывать в гимназии № 30 в те времена, когда ею руководили Александр Степанович Родиков (1989–1998 годы) и Татьяна Андреевна Давыдова (1998–2011 годы).
В 1992 году Указом Министерства путей сообщения школа получает статус гимназии — с интервью по этому поводу и началось наше знакомство с А. С. Родиковым.
Совместными усилиями Александра Родикова и начальника Курганского отделения железной дороги Вениамина Слосмана был открыт пристрой к школе, что значительно расширило возможности для обучения и воспитания ребят. Это главное, подчеркивал А. С. Родиков в своем комментарии журналистам.
Гордостью для всего коллектива «тридцатки» стало событие на самом деле неординарное — открытие «школы в школе». В стенах гимназии появилась школа искусств.
При Александре Степановиче ученым советом была разработана концепция развития школы в эстетическо-педагогическую гимназию. В учебном расписании появились новые предметы: мир Зауралья, психология, педагогика, ритмика, риторика, актерское мастерство. Были созданы классы с углубленным изучением химии и биологии, истории, географии и иностранных языков.
В июле 1998 года директором школы назначена Т. А. Давыдова, которая до этого семь лет проработала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Под ее руководством коллектив гимназии реализовывал областную целевую программу «Одаренные дети» по обучению ребят со всего Зауралья в лицейских классах по трем профилям — биолого-химическому, гуманитарному и физико-математическому. Под руководством Т. А. Давыдовой проходило становление психологическая служба гимназии.
В те годы жизнь, полная событий, текла — да нет, буквально бурлила! — в гимназической республике «РЭМОС». Это было настоящее братство романтиков, энтузиастов, мечтателей, оптимистов, созидателей. Хотя почему «было»? В интернете встретилась информация, что в гимназии № 30 недавно проходила акция под девизом «Сила в правде», в которой участвовали и учащиеся, и педагоги. В течение недели каждый класс приходил в Центр детских инициатив «РЭМОС», чтобы внести свой вклад в изготовление маскировочных сетей для участников СВО.
Сегодня одним из руководителей гимназии № 30 — заместителем директора по воспитательной работе — является Елена Августовская, с которой я познакомилась как с победителем в городском конкурсе «Учитель года — 2010» в номинации «Классный руководитель года». Тогда Елена Борисовна, учитель истории и обществознания, была классным руководителем 11-го класса 30-й гимназии, который прямо на асфальте перед входом в школу написал ей трогательное признание в любви.
На конкурсе «Учитель года» я познакомилась и с Еленой Смирновой. В 2002 году она, тогда заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 57, победила в номинации «Руководитель года». Сегодня Елена Геннадьевна, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат психологических наук, работает директором гимназии № 19. К ней можно было обратиться за комментариями по самым животрепещущим проблемам образования. Елена Геннадьевна всегда находила время для наших встреч. И после каждой у меня оставались очень приятные впечатления, которые может дать общение с умным, глубоким человеком.
По моему мнению, большинство директоров школ города Кургана — по крайней мере, тогда, когда я работала, — настоящие профессионалы, абсолютно преданные своим коллективам, умеющие создать в них особенную изюминку.
Гимназия № 57, когда ею руководила Лидия Ивановна Иванова, притягивала духом постоянного поиска и творчества. Один из результатов — организация в школе медицинского класса, что и сегодня помогает многим юным курганцам осуществить мечту стать врачом. В соцсетях попался такой комментарий о тех годах: «Гимназия № 57 — большой интересный мир, похожий на планету взрослых и детей, неслучайно встретившихся». Лучше, пожалуй, и не скажешь. За свою долгую историю школа пережила не одну реорганизацию. Сегодня это гимназия № 32 имени Е. К. Кулаковой, коллектив которой под руководством Елены Дмитриевны Гранкиной бережно хранит лучшие традиции своих предшественников.
Как-то Рамиль Бареевич Салеев, тогда директор школы № 43, пригласил меня на торжество по случаю Дня учителя. Главным событием праздника было вручение ордена Сердец и Улыбок — его для своих педагогов учредили ученики.
Этой традицией школа № 43 обязана 11 «А» классу 2011 года. А началось все еще в десятом. Ребята посетили музей истории Центра имени академика Г. А. Илизарова. Очень яркое впечатление на всех произвел видеофильм о церемонии вручения Гавриилу Абрамовичу ордена Улыбки. После экскурсии шли по весенней улице, обменивались впечатлениями о Центре, о великом докторе и о том, как здорово, что такое признание он получил именно от детей. И кто-то предложил: «А давайте и нашим учителям будем вручать орден!..»
Школу № 43 и Центр Илизарова связывают давние дружеские отношения. Учителя 43-й проводят уроки для разных групп пациентов, в том числе — индивидуальные занятия в палате с лежачими больными.
Помимо учебного процесса, педагоги и ученики школы № 43 активно участвуют в социальных проектах на базе Центра, например, в посадке деревьев на его территории, в традиционном спортивном празднике «Илизаровская миля».
Решением Курганской городской Думы в 2016 году школе № 43 присвоено имя Гавриила Абрамовича Илизарова.
В 2014 году школа № 48 отмечала 45-летие. Мы договорились о встрече с директором школы Татьяной Якущенко. Но вместо ожидаемого «интервью по поводу» Татьяна Александровна организовала большой разговор с педагогами школы, из которого стало понятно, почему в ней царит удивительно теплая, доброжелательная, практически семейно-домашняя атмосфера. Кто-то является выпускником 48-й и вернулся сюда уже дипломированным педагогом, у кого-то здесь преподавала мама, у кого-то учились дети…
«Может быть, способность руководить школой передалась мне на генетическом уровне? — пошутила тогда Татьяна Александровна. — Мой папа Александр Васильевич Столбиков был директором школы № 44, потом ― первым директором школы № 10, которую я окончила».
И снова перевела разговор на любимую школу: «48-я стала кузницей кадров для многих школ города. Директором 31-й гимназии работала Любовь Семеновна Александрова; Татьяна Андреевна Давыдова руководила гимназией № 30; директором 44-й школы работала бывшая наша пионервожатая Наталья Васильевна Базанова; Людмила Николаевна Храмова, выпускница нашей школы, была директором школы № 20. А сколько завучей, методистов и просто хороших учителей дала 48-я школа городу! Это Надежда Михайловна Севрюк, Фаина Михайловна Сутягина, Борис Андреевич Блудов, Надежда Владимировна Соколова…»
Про каждого из своих коллег Якущенко, кажется, готова говорить бесконечно. Так же бесконечна ее любовь к детям. И просто не могло не быть того, что произошло на празднике «Последний звонок — 2019»: одиннадцатиклассники, галантно встав перед главной школьной дамой на одно колено, признались Татьяне Александровне в любви.
Без преувеличения можно назвать «китами» системы образования города Кургана гимназии № 27 и 47, а руководивших ими в течение многих лет Валентину Ивановну Терещенко и Ольгу Васильевну Баланчук ― настоящими легендами городского учительского сообщества.
Может быть, потому, что мы одного поколения, мне было легко и интересно общаться с этими яркими женщинами. Они абсолютно разные. Хотя в биографиях Валентины Ивановны и Ольги Васильевны немало общего. Обе начинали учителями-предметниками, преподавали историю. В свое время Валентина Терещенко была организатором внешкольной работы средней школы № 12, а Ольга Баланчук — организатором внеклассной работы в школе № 40 города Кургана. Наверное, отсюда их умение зажечь и коллег, и учеников, и родителей; поднять их на разные интересные дела, которыми славятся обе гимназии.
И Баланчук, и Терещенко — отличники народного просвещения, заслуженные учителя России. Они неоднократно избирались депутатами городской Думы. Занесены в галерею «Курганцы — гордость города», удостоены звания «Почетный гражданин города Кургана».
«Эпоха Баланчук»Когда в 2021 году Ольга Баланчук сообщила о своем уходе с поста директора гимназии № 47, практически все СМИ констатировали — в гимназии сменяется эпоха. И не столько потому, что Ольга Васильевна возглавляла гимназию четверть века, сколько потому, что за эти годы школа обрела свое лицо.
С 2013 года гимназия № 47 входит в число 500 лучших школ России, обеспечивающих высокий уровень подготовки учащихся. С 2014-го она — среди 200 общеобразовательных организаций России, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся.
Дважды гимназия № 47 стала победителем во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций «Достижения образования» на основе многокомпонентного анализа».
В 2018 году гимназия, единственная в регионе, вошла в число 300 лучших школ России по числу поступивших в ведущие вузы страны.
Ольга Васильевна не раз с гордостью показывала мне оригинальную карту, которая ежегодно составляется в гимназии по итогам вступительной кампании в вузы и вывешивается на первом этаже в холле. Впечатляет!
В «эпоху Баланчук» 47-я приросла новыми зданиями: школа № 37 стала корпусом Б; № 35 — корпусом В. Это позволило создать более комфортные условия для занятий начального, среднего и старшего звеньев.
Наши многочисленные беседы с Ольгой Васильевной касались многих тем. Например, работы с одаренными детьми — в гимназии разработана специальная программа поддержки таких ребят. В основе ее — глубокое убеждение Ольги Васильевны, а вместе с ней и педагогического коллектива, что неталантливых детей нет. И в качестве аргумента Ольга Васильевна цитировала строчки Андрея Дементьева:
«Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы».
Отношение Ольги Баланчук к поэзии — особая тема. Она ее знает и любит. И редкое выступление — перед родителями ли, учениками, коллегами или чиновниками — проходит без чтения ею стихов. Всегда к месту, всегда по теме.
В интервью мы нередко говорили о том, что Ольгу Васильевну волновало особенно. Так, она категорически не признавала, что школа должна оказывать только образовательные услуги. И в 47-й никогда не переставали заниматься воспитанием. Причем не только детей, но и — может быть, даже в большей мере — родителей. Особенно тех, чье собственное детство и юность пришлись на девяностые. Ольга Васильевна постоянно внушает мамам и папам: не надо бороться с проблемами своего ребенка! Нужно его просто любить, и тогда все трудности разрешатся сами собой. Сама Ольга Васильевна детей любить умеет. Иначе ученики младших классов не бежали бы ей навстречу, чтобы только прижаться, подержаться за руку, — я не раз наблюдала такую картину.
Ольга Васильевна считает «своей святой обязанностью правильно доносить задачи и проблемы образования на все уровни». Убеждена, что много возможностей для этого дает работа в Общероссийском общественном движении «Народный фронт «За Россию».
В середине 2014 года Ольга Баланчук была в составе делегации Курганской области на проходившем в Пензе Всероссийском форуме «Качественное образование во имя страны», организованном «Народным фронтом». На состоявшейся после возвращения пресс-конференции для курганских СМИ Ольга Васильевна поделилась: «Исполнилось мое давнее желание — сказать о наболевшем, глядя в глаза министру образования. А сказала я о том, что и за МКАДом есть школы, и, принимая глобальные решения, было бы нелишним посоветоваться с теми, кто в этих школах работает, узнать их мнение. Говорила и о необходимости правильной кадровой политики — ведь в школы не выстраиваются очереди жаждущих в них работать».
Вероятно, выступление нашей землячки было столь ярким и эмоциональным, что ее фразы «В школы не выстраиваются очереди жаждущих в них работать» и «За МКАДом тоже есть школы» потом были процитированы модераторами на дискуссионных площадках форума.
В апреле 2016-го на форуме ОНФ в Йошкар-Оле Ольга Баланчук задала вопрос Президенту РФ Владимиру Путину о модернизации образования, подчеркнув, что «если уж мы говорим о доступности и равной возможности получения образования, то необходимо государственное вливание в оснащение образовательных учреждений». А также выразила свое мнение: «Система образования не должна считаться сферой услуг».
Сегодня Ольга Васильевна — руководитель региональной Общественной приемной партии «Единая Россия» в Курганской области, член фракции этой партии в Курганской областной Думе, сопредседатель регионального штаба ОНФ, руководитель регионального отделения Союза православных женщин.
Но с родной гимназией не рассталась — теперь работает в ней педагогом-организатором.
«Начинала свою педагогическую старшей пионервожатой и заканчиваю в этой же должности, — говорила Ольга Васильевна в посвященном ей фильме из цикла «Люди, созидающие Зауралье». — Очень рада, что могу быть нужной родной гимназии, что остаюсь по-прежнему в профессии. Быть учителем — одно из самых замечательных и важных дел на земле. Я ему посвятила всю свою жизнь. Более достойного и хорошего пути не могу представить.
К наградам за многолетнее учительство добавилась еще одна — на торжественной церемонии открытия Года педагога и наставника в Кургане Ольге Баланчук вручен нагрудный знак «За верность профессии».
«Детский директор»Я не помню Валентину Ивановну Терещенко без улыбки. В глазах, во всем облике ее — радость от того, что каждый день можно приходить в этот «муравейник». От того, что ее совет, ее опыт, оптимизм, мудрость были постоянно нужны: коллегам, ученикам, родителям. А главное — от того, что можно заниматься любимым делом!
Валентина Ивановна называла себя «детским директором». Это значило, что в приоритете для нее всегда ребенок со всеми его проблемами, успехами и неудачами. И Валентина Ивановна была абсолютно открытой для ребят. Я имела возможность не раз убедиться, что это не показной «демократизм», а искренняя позиция. Директор гимназии одинаково радовалась победам ребят на международных олимпиадах, их поступлению в престижные вузы и успехам знаменитой школьной волейбольной команды. Валентина Ивановна была ее самым верным и азартным болельщиком и очень гордилась тем фактом, что в соревнованиях школьной волейбольной лиги команда гимназии № 27 всегда поднималась на пьедестал победителей. Как-то я стала свидетелем такой сцены. Мы прощались с Валентиной Ивановной у входа. Подошли несколько расстроенных мальчишек. Оказалось, что Валентина Ивановна по какой-то — наверняка о-о-о-очень уважительной причине — не смогла присутствовать на очередном волейбольном поединке. Юные спортсмены были убеждены, что именно из-за ее отсутствия они сыграли не очень удачно.
Чтобы ребенок раскрылся, считала В. И. Терещенко, его школьные годы должны проходить теплой и дружественной атмосфере. И не случайно под руководством Валентины Ивановны гимназия № 27 дважды становилась лауреатом областного конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в номинации «Школа успеха» и «Школа психологического комфорта». Этот комфорт чувствовался и на уроках, и на праздниках по случаю 1 сентября и Последнего звонка, и на общегородских конкурсах, которые проходили в стенах 27-й. И, конечно, во время наших многих встреч, главным поводом для которых были успехи любимых учеников и не менее любимых и уважаемых коллег.
Два года назад Валентины Ивановны Терещенко не стало. Светлая ей память! Уверена, что самые яркие страницы истории гимназии № 27 навсегда связаны с ее именем.
И зажигались звездыНа церемонии закрытия городского конкурса «Учитель года» всегда подчеркивалось: благодаря этому профессиональному состязанию на небосклоне сферы образования города Кургана появляются новые звезды.
Для меня конкурс после церемонии закрытия не заканчивался. Всегда было продолжение, потому что хотелось поближе познакомиться с победителем, понять, почему именно ему удалось обойти соперников.
В 2009-м году в 18-м конкурсе победителем в номинации «Воспитатель года» стала музыкальный руководитель детского сада № 118 «Мишутка» Елена Рыжкова. С фотокорреспондентом нашей газеты Леонидом Архиповым мы, конечно, напросились к «Мишутке» в гости и побывали на занятиях Елены Анатольевны. Какой радостью они были наполнены!
Елена Рыжкова и сегодня продолжает работать музыкальным руководителем в детском саду № 118. После конкурса отучилась в Курганском государственном университете; получила квалификацию «педагог-психолог дополнительного образования». Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
«За двадцать лет своей работы я убедилась, что моя профессия очень творческая и уникальная, — признается Елена Анатольевна. — Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, а также мелодического, гармонического, ритмического и тембрового слуха у детей, делает более глубоким их представление об окружающем мире».
И рекомендует родителям: «Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились переживать заложенные в ней чувства». А «всех, кого волнует тема музыкального развития дошкольников, кто неравнодушен к музыке, кто хотел бы помочь ребенку приоткрыть окно в мир прекрасного», приглашает в свой виртуальный музыкальный кабинет на сайте детского сада.
С Натальей Бураковой мы познакомились на городском конкурсе «Учитель года — 2014», перед началом торжественной церемонии закрытия. На них просто нельзя было не обратить внимание. Хрупкая, белокурая женщина с сияющей улыбкой, влюбленно глядящий на нее мужчина и трое маленьких детей: две девочки и мальчик. Мама была очень нарядной, и мы предположили, что это одна из конкурсанток. И не ошиблись. Наталья Сергеевна дала нам небольшое интервью, поделившись своими впечатлениями о конкурсе. А в ходе церемонии выяснилось, что Наталья Буракова, педагог-психолог Центра развития ребенка — детского сада № 131 «Ветерок», стала победителем в номинации «Воспитатель года — 2014».
Затем Наталья Сергеевна выступала на областном фестивале педагогического мастерства. Победив и на нем, представляла Курганскую область на V Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России — 2014»; вошла в десятку лауреатов — из 62 участников. Стала лауреатом Всероссийского конкурса профмастерства «Педагог-психолог России-2018», попав в число 15 лучших психологов России.
А жюри городского конкурса Наталья Сергеевна поразила своим мастер-классом, в рамках которого использовала театр теней. Потом мы узнали, что «театр теней» Наталья опробовала в своей семье и лишь потом решилась представить на публике.
«Например, у нас с сыном сложилась такая традиция. Перед сном я рассказываю сказку про зайчика и с помощью теней показываю на стене сюжет. Поскольку тенями можно изобразить очень многое, сюжеты получаются разными, сказка — длинной», — рассказывала Наталья, когда мы встретились с ней уже как с многодетной мамой в преддверии Дня матери.
Премию за победу в городском конкурсе Наталья вложила в создание собственной творческой студии «УникУм» одно из направлений работы которой — песочная анимация.
«Студия — наше семейное дело. Конечно, были сомнения, стоит ли за это браться, — признавалась Наталья. — Но потом с мужем Сергеем подумали: если я не попробую, никогда не узнаю, мое ли это, смогу ли я? Моим жизненным девизом стала где-то прочитанная фраза: «Все совершенное тобой к тебе же и вернется. Сделай так, чтобы мечта изменила твою жизнь до того, как жизнь изменит твою мечту».
Мы узнали о традициях семьи Бураковых, самая интересная и важная из которых, — мамины дневники, посвященные детям.
«Есть такая психологическая техника — писать письма ребенку, который еще не родился, — делилась Наталья Сергеевна. — В них родители сообщают малышу, как счастливы от того, что он уже есть; как они его ждут; как будут рады его появлению. Потом от писем я перешла к дневнику, в котором записываю какие-то забавные, трогательные высказывания и поступки детей. В свое время такие же записи вела моя мама. Читать о себе в том возрасте, которого не помнишь, очень интересно! Теперь получаю огромное удовольствие, наблюдая, как реагируют дети, когда мы вместе перечитываем записанное мной. Сейчас они уже сами просят: «Мама, ты это обязательно запиши».
Тогда я поинтересовалась у Натальи Сергеевны: материнский опыт помогает в деятельности педагога-психолога в детском саду или профессия помогает быть хорошей мамой?
«Вряд ли это можно разделить, — ответила Наталья. — Окончив Курганский университет — я из первого выпуска педагогов-психологов — четыре года проработала в лицее № 12 и благодарна за наставничество Нине Ивановне Логиновских. Я очень радовалась знаниям, которые получила, потому что знала: если по какой-то причине не буду работать педагогом-психологом, всегда смогу применить их в своей семье. Имея уже собственный материнский опыт, я могу лучше понять разных мам и пап. Иногда, кстати, они признаются: мы к вам пришли, потому что у вас самой трое детей».
Но, скорее, большую роль тут играет то, что Наталья Буракова, по определению заведующей детсадом № 131 Елены Замятиной, «счастливый и добрый педагог, а именно такой вызывает интерес детей и доверие родителей».
Сейчас, как я узнала, Наталья Буракова, психолог-консультант, живет и работает в Санкт — Петербурге. Направления ее деятельности: сопровождение супружеских пар во время беременности, родов, послеродовой период; раннее развитие детей до двух лет; ведущая семейных лагерей и другие.
Зайдя на сайт детского сада № 131 «Ветерок», чтобы уточнить, работает ли в нем по-прежнему Наталья Буракова, наткнулась на еще одно знакомое имя. Ольга Вячеславовна Шумилова, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе. Та самая, Ольга Шумилова, которая в конкурсе «Учитель года — 2017» стала обладателем специального приза «За педагогическое призвание». В нем Ольга Вячеславовна участвовала как учитель-логопед детского сада № 160.
…Игра сменяет игру, в ходе которой выполняются задания. Присели, побегали, подышали. При этом педагог напоминает о хороших манерах: поставили ноги красиво; руки сложили на коленях; мальчики уступают девочкам. Так проходило занятие Ольги Шумиловой, на котором мне удалось побывать.
Чтобы работать с детьми, имеющими проблемы со слухом и речью, нужен огромный запас терпения и доброжелательности. На лице Ольги — всегда улыбка. Голос громкий, с четкой артикуляцией. Но при этом — очень мягкий, с теплыми интонациями. Такой она была на протяжении всего занятия.
«Сложные дети» — это которые приходят в группу, едва выговаривая существительные, а глаголов в их речи совсем нет; которые не могут отвечать на вопросы; которые понимают, что зима ― на картинке, но не понимают, что за окном — тоже зима; это малыши со слуховыми аппаратами разной модификации — обстоятельство, которое педагог тоже должен учитывать.
«Не вижу причины их жалеть: у большинства детей с нарушениями слуха и речи, сохранен интеллект. Я их просто люблю, — говорила Ольга. — Знаю, как им помочь и чувствую в себе силы сделать это. Сразу обдумываю программу действий, чтобы вывести их на качественно другой уровень жизни. Даже очень сложные дети могут сделать шаг вперед. С моей помощью и, конечно, в союзе с родителями — без этого союза мы ничего не добьемся».
Для тех, кто не знает: на конкурсе участникам приходится работать с «чужими» детьми. Это не просто, даже когда в роли учеников — здоровые дети. Ольга работала с малышами, имеющими логопедические проблемы. Но на этапе «Педагогический опыт» рассказала и о своей методике помощи детям, имеющим нарушения слуха. На мастер-классе продемонстрировала приемы, которые могут быть использованы и в работе со здоровыми детьми: танцевальные; музыкальные — жестовое пение, например; телесно-ориентированные техники.
Ольга Вячеславовна призналась: «Я чувствовала, что выступила успешно, но награждение в номинации «За педагогическое призвание» было неожиданностью». «Призвание» — для меня такое великое, высокое слово! Я очень люблю свою профессию. И могу говорить о ней только восторженно. «Это скоро пройдет», уверяли меня, когда я только начинала работать. Но пока не чувствую, что подобное может случиться».
Наверное, это тот самый «перст судьбы», указавший Ольге Шумиловой именно ее место в жизни. Это место — педагогика.
Как много конкурс профессионального мастерства «Учитель года» дал и системе образования Кургана и мне как журналисту, я рассказывала в публикации по случаю 30-летия конкурса («Курган и курганцы» № 7 за 23 января 2021 года). А в завершение Года педагога и наставника очень захотелось вспомнить некоторых представителей этой славной профессии, с которыми работала долго и с удовольствием. Конечно, их гораздо больше, чем вместила газетная публикация!
Когда я поздравляю с Днем учителя курганских педагогов, они непременно отвечают: «И вас тоже, Вера Алексеевна». И я очень ценю такое уважительное отношение к нашему многолетнему сотрудничеству.
Вера МусинаПоследние новости
Курганский онкодиспансер приглашает женщин на бесплатную консультацию
Фото из группы «ВКонтакте» Курганского областного онкологического диспансера.
Руководитель УФНС России по Курганской области провел личный прием граждан в общественной приемной губернатора
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Состоялось подведение итогов смотра-конкурса на лучшую организацию ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную сл
В предверии празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 8 мая 2024 года в Управлении Судебного департамента в Курганской области состоялось подведение итогов смотра-конкурса на лучшую организацию ведения воинск
Как найти действующие промокоды
Как найти и использовать действующие промокоды для скидок