21.01.2024

О замечательных курганских педагогах

Рассказывает журналист газеты «Курган и курганцы» Вера Мусина Став школьницей, я обрела уверенность: на свете нет людей важнее, чем учителя.

Рассказывает журналист газеты «Курган и курганцы» Вера Мусина

Став школьницей, я обрела уверенность: на свете нет людей важнее, чем учителя. У нас, только начинающих школьную жизнь, не было сомнений в том, что наша первая учительница Мария Тихоновна Степанова знает все и обо всем. К тому же она была добрейшим человеком, и мы очень уютно и спокойно чувствовали себя под ее крылышком. Когда перешли в среднее звено, Мария Тихоновна постоянно к нам забегала, чтобы узнать, как у нас дела.

Разумеется, моей мечтой детства было стать учительницей. Я постоянно играла в школу с соседскими малышами: мастерила для них миниатюрные игрушечные «учебники» — но с настоящими заданиями, такие же маленькие тетрадки. Рассаживала ребятишек на полянке и проводила «уроки». Кстати, их родители были убеждены, что именно благодаря моим «урокам» их дети, став первоклассниками, быстрее адаптировались в школе…

Как показало время, для моей веры в педагогов Саракташской средней школы № 1 (Оренбургская область) были все основания. На вступительных экзаменах на факультет журналистики Уральского государственного университета строгие экзаменаторы поинтересовались, где и какую школу я окончила, и просили передать спасибо учителям русского языка и литературы, английского языка и истории за те знания, что они мне дали.

Наверное, уважение к профессии педагога стало одной из причин и того, что тема моей дипломной работы — «Образ учителя на страницах СМИ». Это был конец семидесятых, когда в прессе много писали об учителях-новаторах. Какие это были яркие личности!

Потом прекрасные представители этой профессии встретились и мне. И стали героями моих публикаций.

Мои герои

В самом начале журналистской деятельности в областной газете «Советское Зауралье» была опубликована моя зарисовка о Галине Алексеевна Тутыниной. О ней, своем классном руководителе, написала в редакцию группа сварщиков Курганского машиностроительного техникума: «Галина Алексеевна буквально влюблена в свою профессию. Она пишет стихи о сварке и сварщиках». Мне показался не совсем обычным этот союз — женщина и сварка. И я решила познакомиться с Галиной Алексеевной поближе.

Знакомство началось уже в городском автобусе. Несколько молодых людей говорили о сварке, и не раз упоминалось имя Галины Алексеевны Тутыниной.

Мы вышли на одной остановке. Оказалось, ребята — ученики Галины Алексеевны, и они с удовольствием согласились меня к ней проводить. Сколько дифирамбов они ей пропели, пока мы шли от остановки до техникума!

А после беседы с Галиной Алексеевной и я уже не сомневалась, что сварка — это и мощь, и красота, о которых нужно говорить стихами, а о ее кумире Борисе Патоне, советском металлурге и технологе металлов, директоре Киевского института электросварки имени Е. О. Патона, — только в превосходной степени.

В 1970-х годах профессия свела меня и с педагогом, который, казалось, спешил опередить время. Владимир Павлович Парилов, руководитель кружка электроники и радиотехники Курганского ГПТУ № 30, вместе со своими кружковцами создал робота, которого назвали Яша. Сначала Яша мало что умел — ходить взад-вперед, размахивать руками, и только. Возникали идеи у Парилова, ими «заболевали» кружковцы — и «умнел» Яша. Тот, который был мне представлен, уже научился говорить, определять форму предметов, «работал» информатором на выставке… Кто знает, может быть, кто-то из кружковцев В. П. Парилова стал конструктором и создал сегодняшние потрясающие машины.

В период работы в редакции городской газеты «Курган и курганцы» одной из основных моих тем тоже было образование.

Очень тяжело вспоминать девяностые годы, когда учителя часто выходили на забастовки с требованием достойной оплаты их труда. Это же было главным вопросом и на традиционных августовских конференциях, которыми открывался новый учебный год. А значит, и на страницах газеты.

Но пришло время, когда сами же педагоги на одной из конференций с удовлетворением отметили, что вопрос оплаты труда перестал быть настолько горячим и можно обсуждать темы, касающиеся развития образовательного и воспитательного процесса в школах Кургана.

И я уже писала не только о проблемах, но и о позитивных моментах. Героями моих публикаций становились и педагоги, и ученики, в которых, как известно, продолжаются их учителя. Курганские педагоги умеют растить умников и умниц. Благодаря прежде всего им на страницах городской газеты было о ком рассказывать.

В свое время на первой странице газеты «Курган и курганцы» публиковались материалы из цикла «Дети нашего города», вызывавшие неизменный интерес. А Людмила Александровна Серякова, учитель русского языка и литературы средней школы № 29 города Кургана, заслуженный учитель РФ, провела специальный классный час, посвященный «Детям нашего города». Людмила Александровна сама всегда старалась видеть в учениках в первую очередь личность. И такое внимание «взрослой» газеты к юным горожанам очень ей импонировало. Знаю, что на уроках Людмилы Александровны и другие публикации нашей газеты нередко использовались в качестве учебного пособия и для изучения разных стилей письменной речи, и для развития кругозора. Ради этого же Людмила Александровна водила учеников в музеи, филармонию, но чаще всего — в театры. Она убеждена: каждый спектакль — это знакомство с новыми именами в литературе, стимулирование ребят к прочтению того произведения, по которому спектакль поставлен.

Сегодня в социальных сетях можно найти форумы выпускников разных лет любой школы, где они довольно откровенно высказываются о бывших педагогах. Выпускники средней школы № 29 помнят «великую и бессмертную учительницу русского языка и литературы Людмилу Александровну Серякову» и преклоняются «перед ее педагогическим складом души и умением влиять на людей!!!». Именно так — с несколькими восклицательными знаками.

Капитаны школьных кораблей

По тому или иному поводу я побывала в большинстве курганских школ. Но некоторые стали практически родными — именно благодаря тому тесному сотрудничеству, которое удалось с ними наладить. И заслуга в этом, конечно, руководителей, заинтересованных в том, чтобы об их школе узнали в городе.

Могу со всей ответственностью утверждать: системе образования города Кургана повезло с директорским корпусом. Большинство его представителей напоминали капитанов кораблей, которые умело вели их сквозь бури и штормы. Уж чего-чего, а этого в сфере образования всегда было достаточно!

Мне очень нравилось бывать в гимназии № 30 в те времена, когда ею руководили Александр Степанович Родиков (1989–1998 годы) и Татьяна Андреевна Давыдова (1998–2011 годы).

В 1992 году Указом Министерства путей сообщения школа получает статус гимназии — с интервью по этому поводу и началось наше знакомство с А. С. Родиковым.

Совместными усилиями Александра Родикова и начальника Курганского отделения железной дороги Вениамина Слосмана был открыт пристрой к школе, что значительно расширило возможности для обучения и воспитания ребят. Это главное, подчеркивал А. С. Родиков в своем комментарии журналистам.

Гордостью для всего коллектива «тридцатки» стало событие на самом деле неординарное — открытие «школы в школе». В стенах гимназии появилась школа искусств.

При Александре Степановиче ученым советом была разработана концепция развития школы в эстетическо-педагогическую гимназию. В учебном расписании появились новые предметы: мир Зауралья, психология, педагогика, ритмика, риторика, актерское мастерство. Были созданы классы с углубленным изучением химии и биологии, истории, географии и иностранных языков.

В июле 1998 года директором школы назначена Т. А. Давыдова, которая до этого семь лет проработала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Под ее руководством коллектив гимназии реализовывал областную целевую программу «Одаренные дети» по обучению ребят со всего Зауралья в лицейских классах по трем профилям — биолого-химическому, гуманитарному и физико-математическому. Под руководством Т. А. Давыдовой проходило становление психологическая служба гимназии.

В те годы жизнь, полная событий, текла — да нет, буквально бурлила! — в гимназической республике «РЭМОС». Это было настоящее братство романтиков, энтузиастов, мечтателей, оптимистов, созидателей. Хотя почему «было»? В интернете встретилась информация, что в гимназии № 30 недавно проходила акция под девизом «Сила в правде», в которой участвовали и учащиеся, и педагоги. В течение недели каждый класс приходил в Центр детских инициатив «РЭМОС», чтобы внести свой вклад в изготовление маскировочных сетей для участников СВО.

Сегодня одним из руководителей гимназии № 30 — заместителем директора по воспитательной работе — является Елена Августовская, с которой я познакомилась как с победителем в городском конкурсе «Учитель года — 2010» в номинации «Классный руководитель года». Тогда Елена Борисовна, учитель истории и обществознания, была классным руководителем 11-го класса 30-й гимназии, который прямо на асфальте перед входом в школу написал ей трогательное признание в любви.

На конкурсе «Учитель года» я познакомилась и с Еленой Смирновой. В 2002 году она, тогда заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 57, победила в номинации «Руководитель года». Сегодня Елена Геннадьевна, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат психологических наук, работает директором гимназии № 19. К ней можно было обратиться за комментариями по самым животрепещущим проблемам образования. Елена Геннадьевна всегда находила время для наших встреч. И после каждой у меня оставались очень приятные впечатления, которые может дать общение с умным, глубоким человеком.

По моему мнению, большинство директоров школ города Кургана — по крайней мере, тогда, когда я работала, — настоящие профессионалы, абсолютно преданные своим коллективам, умеющие создать в них особенную изюминку.

Гимназия № 57, когда ею руководила Лидия Ивановна Иванова, притягивала духом постоянного поиска и творчества. Один из результатов — организация в школе медицинского класса, что и сегодня помогает многим юным курганцам осуществить мечту стать врачом. В соцсетях попался такой комментарий о тех годах: «Гимназия № 57 — большой интересный мир, похожий на планету взрослых и детей, неслучайно встретившихся». Лучше, пожалуй, и не скажешь. За свою долгую историю школа пережила не одну реорганизацию. Сегодня это гимназия № 32 имени Е. К. Кулаковой, коллектив которой под руководством Елены Дмитриевны Гранкиной бережно хранит лучшие традиции своих предшественников.

Как-то Рамиль Бареевич Салеев, тогда директор школы № 43, пригласил меня на торжество по случаю Дня учителя. Главным событием праздника было вручение ордена Сердец и Улыбок — его для своих педагогов учредили ученики.

Этой традицией школа № 43 обязана 11 «А» классу 2011 года. А началось все еще в десятом. Ребята посетили музей истории Центра имени академика Г. А. Илизарова. Очень яркое впечатление на всех произвел видеофильм о церемонии вручения Гавриилу Абрамовичу ордена Улыбки. После экскурсии шли по весенней улице, обменивались впечатлениями о Центре, о великом докторе и о том, как здорово, что такое признание он получил именно от детей. И кто-то предложил: «А давайте и нашим учителям будем вручать орден!..»

Школу № 43 и Центр Илизарова связывают давние дружеские отношения. Учителя 43-й проводят уроки для разных групп пациентов, в том числе — индивидуальные занятия в палате с лежачими больными.

Помимо учебного процесса, педагоги и ученики школы № 43 активно участвуют в социальных проектах на базе Центра, например, в посадке деревьев на его территории, в традиционном спортивном празднике «Илизаровская миля».

Решением Курганской городской Думы в 2016 году школе № 43 присвоено имя Гавриила Абрамовича Илизарова.

В 2014 году школа № 48 отмечала 45-летие. Мы договорились о встрече с директором школы Татьяной Якущенко. Но вместо ожидаемого «интервью по поводу» Татьяна Александровна организовала большой разговор с педагогами школы, из которого стало понятно, почему в ней царит удивительно теплая, доброжелательная, практически семейно-домашняя атмосфера. Кто-то является выпускником 48-й и вернулся сюда уже дипломированным педагогом, у кого-то здесь преподавала мама, у кого-то учились дети…

«Может быть, способность руководить школой передалась мне на генетическом уровне? — пошутила тогда Татьяна Александровна. — Мой папа Александр Васильевич Столбиков был директором школы № 44, потом ― первым директором школы № 10, которую я окончила».

И снова перевела разговор на любимую школу: «48-я стала кузницей кадров для многих школ города. Директором 31-й гимназии работала Любовь Семеновна Александрова; Татьяна Андреевна Давыдова руководила гимназией № 30; директором 44-й школы работала бывшая наша пионервожатая Наталья Васильевна Базанова; Людмила Николаевна Храмова, выпускница нашей школы, была директором школы № 20. А сколько завучей, методистов и просто хороших учителей дала 48-я школа городу! Это Надежда Михайловна Севрюк, Фаина Михайловна Сутягина, Борис Андреевич Блудов, Надежда Владимировна Соколова…»

Про каждого из своих коллег Якущенко, кажется, готова говорить бесконечно. Так же бесконечна ее любовь к детям. И просто не могло не быть того, что произошло на празднике «Последний звонок — 2019»: одиннадцатиклассники, галантно встав перед главной школьной дамой на одно колено, признались Татьяне Александровне в любви.

Без преувеличения можно назвать «китами» системы образования города Кургана гимназии № 27 и 47, а руководивших ими в течение многих лет Валентину Ивановну Терещенко и Ольгу Васильевну Баланчук ― настоящими легендами городского учительского сообщества.

Может быть, потому, что мы одного поколения, мне было легко и интересно общаться с этими яркими женщинами. Они абсолютно разные. Хотя в биографиях Валентины Ивановны и Ольги Васильевны немало общего. Обе начинали учителями-предметниками, преподавали историю. В свое время Валентина Терещенко была организатором внешкольной работы средней школы № 12, а Ольга Баланчук — организатором внеклассной работы в школе № 40 города Кургана. Наверное, отсюда их умение зажечь и коллег, и учеников, и родителей; поднять их на разные интересные дела, которыми славятся обе гимназии.

И Баланчук, и Терещенко — отличники народного просвещения, заслуженные учителя России. Они неоднократно избирались депутатами городской Думы. Занесены в галерею «Курганцы — гордость города», удостоены звания «Почетный гражданин города Кургана».

«Эпоха Баланчук»

Когда в 2021 году Ольга Баланчук сообщила о своем уходе с поста директора гимназии № 47, практически все СМИ констатировали — в гимназии сменяется эпоха. И не столько потому, что Ольга Васильевна возглавляла гимназию четверть века, сколько потому, что за эти годы школа обрела свое лицо.

С 2013 года гимназия № 47 входит в число 500 лучших школ России, обеспечивающих высокий уровень подготовки учащихся. С 2014-го она — среди 200 общеобразовательных организаций России, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся.

Дважды гимназия № 47 стала победителем во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций «Достижения образования» на основе многокомпонентного анализа».

В 2018 году гимназия, единственная в регионе, вошла в число 300 лучших школ России по числу поступивших в ведущие вузы страны.

Ольга Васильевна не раз с гордостью показывала мне оригинальную карту, которая ежегодно составляется в гимназии по итогам вступительной кампании в вузы и вывешивается на первом этаже в холле. Впечатляет!

В «эпоху Баланчук» 47-я приросла новыми зданиями: школа № 37 стала корпусом Б; № 35 — корпусом В. Это позволило создать более комфортные условия для занятий начального, среднего и старшего звеньев.

Наши многочисленные беседы с Ольгой Васильевной касались многих тем. Например, работы с одаренными детьми — в гимназии разработана специальная программа поддержки таких ребят. В основе ее — глубокое убеждение Ольги Васильевны, а вместе с ней и педагогического коллектива, что неталантливых детей нет. И в качестве аргумента Ольга Васильевна цитировала строчки Андрея Дементьева:

«Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы».

Отношение Ольги Баланчук к поэзии — особая тема. Она ее знает и любит. И редкое выступление — перед родителями ли, учениками, коллегами или чиновниками — проходит без чтения ею стихов. Всегда к месту, всегда по теме.

В интервью мы нередко говорили о том, что Ольгу Васильевну волновало особенно. Так, она категорически не признавала, что школа должна оказывать только образовательные услуги. И в 47-й никогда не переставали заниматься воспитанием. Причем не только детей, но и — может быть, даже в большей мере — родителей. Особенно тех, чье собственное детство и юность пришлись на девяностые. Ольга Васильевна постоянно внушает мамам и папам: не надо бороться с проблемами своего ребенка! Нужно его просто любить, и тогда все трудности разрешатся сами собой. Сама Ольга Васильевна детей любить умеет. Иначе ученики младших классов не бежали бы ей навстречу, чтобы только прижаться, подержаться за руку, — я не раз наблюдала такую картину.

Ольга Васильевна считает «своей святой обязанностью правильно доносить задачи и проблемы образования на все уровни». Убеждена, что много возможностей для этого дает работа в Общероссийском общественном движении «Народный фронт «За Россию».

В середине 2014 года Ольга Баланчук была в составе делегации Курганской области на проходившем в Пензе Всероссийском форуме «Качественное образование во имя страны», организованном «Народным фронтом». На состоявшейся после возвращения пресс-конференции для курганских СМИ Ольга Васильевна поделилась: «Исполнилось мое давнее желание — сказать о наболевшем, глядя в глаза министру образования. А сказала я о том, что и за МКАДом есть школы, и, принимая глобальные решения, было бы нелишним посоветоваться с теми, кто в этих школах работает, узнать их мнение. Говорила и о необходимости правильной кадровой политики — ведь в школы не выстраиваются очереди жаждущих в них работать».

Вероятно, выступление нашей землячки было столь ярким и эмоциональным, что ее фразы «В школы не выстраиваются очереди жаждущих в них работать» и «За МКАДом тоже есть школы» потом были процитированы модераторами на дискуссионных площадках форума.

В апреле 2016-го на форуме ОНФ в Йошкар-Оле Ольга Баланчук задала вопрос Президенту РФ Владимиру Путину о модернизации образования, подчеркнув, что «если уж мы говорим о доступности и равной возможности получения образования, то необходимо государственное вливание в оснащение образовательных учреждений». А также выразила свое мнение: «Система образования не должна считаться сферой услуг».

Сегодня Ольга Васильевна — руководитель региональной Общественной приемной партии «Единая Россия» в Курганской области, член фракции этой партии в Курганской областной Думе, сопредседатель регионального штаба ОНФ, руководитель регионального отделения Союза православных женщин.

Но с родной гимназией не рассталась — теперь работает в ней педагогом-организатором.

«Начинала свою педагогическую старшей пионервожатой и заканчиваю в этой же должности, — говорила Ольга Васильевна в посвященном ей фильме из цикла «Люди, созидающие Зауралье». — Очень рада, что могу быть нужной родной гимназии, что остаюсь по-прежнему в профессии. Быть учителем — одно из самых замечательных и важных дел на земле. Я ему посвятила всю свою жизнь. Более достойного и хорошего пути не могу представить.

К наградам за многолетнее учительство добавилась еще одна — на торжественной церемонии открытия Года педагога и наставника в Кургане Ольге Баланчук вручен нагрудный знак «За верность профессии».

«Детский директор»

Я не помню Валентину Ивановну Терещенко без улыбки. В глазах, во всем облике ее — радость от того, что каждый день можно приходить в этот «муравейник». От того, что ее совет, ее опыт, оптимизм, мудрость были постоянно нужны: коллегам, ученикам, родителям. А главное — от того, что можно заниматься любимым делом!

Валентина Ивановна называла себя «детским директором». Это значило, что в приоритете для нее всегда ребенок со всеми его проблемами, успехами и неудачами. И Валентина Ивановна была абсолютно открытой для ребят. Я имела возможность не раз убедиться, что это не показной «демократизм», а искренняя позиция. Директор гимназии одинаково радовалась победам ребят на международных олимпиадах, их поступлению в престижные вузы и успехам знаменитой школьной волейбольной команды. Валентина Ивановна была ее самым верным и азартным болельщиком и очень гордилась тем фактом, что в соревнованиях школьной волейбольной лиги команда гимназии № 27 всегда поднималась на пьедестал победителей. Как-то я стала свидетелем такой сцены. Мы прощались с Валентиной Ивановной у входа. Подошли несколько расстроенных мальчишек. Оказалось, что Валентина Ивановна по какой-то — наверняка о-о-о-очень уважительной причине — не смогла присутствовать на очередном волейбольном поединке. Юные спортсмены были убеждены, что именно из-за ее отсутствия они сыграли не очень удачно.

Чтобы ребенок раскрылся, считала В. И. Терещенко, его школьные годы должны проходить теплой и дружественной атмосфере. И не случайно под руководством Валентины Ивановны гимназия № 27 дважды становилась лауреатом областного конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в номинации «Школа успеха» и «Школа психологического комфорта». Этот комфорт чувствовался и на уроках, и на праздниках по случаю 1 сентября и Последнего звонка, и на общегородских конкурсах, которые проходили в стенах 27-й. И, конечно, во время наших многих встреч, главным поводом для которых были успехи любимых учеников и не менее любимых и уважаемых коллег.

Два года назад Валентины Ивановны Терещенко не стало. Светлая ей память! Уверена, что самые яркие страницы истории гимназии № 27 навсегда связаны с ее именем.

И зажигались звезды

На церемонии закрытия городского конкурса «Учитель года» всегда подчеркивалось: благодаря этому профессиональному состязанию на небосклоне сферы образования города Кургана появляются новые звезды.

Для меня конкурс после церемонии закрытия не заканчивался. Всегда было продолжение, потому что хотелось поближе познакомиться с победителем, понять, почему именно ему удалось обойти соперников.

В 2009-м году в 18-м конкурсе победителем в номинации «Воспитатель года» стала музыкальный руководитель детского сада № 118 «Мишутка» Елена Рыжкова. С фотокорреспондентом нашей газеты Леонидом Архиповым мы, конечно, напросились к «Мишутке» в гости и побывали на занятиях Елены Анатольевны. Какой радостью они были наполнены!

Елена Рыжкова и сегодня продолжает работать музыкальным руководителем в детском саду № 118. После конкурса отучилась в Курганском государственном университете; получила квалификацию «педагог-психолог дополнительного образования». Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

«За двадцать лет своей работы я убедилась, что моя профессия очень творческая и уникальная, — признается Елена Анатольевна. — Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, а также мелодического, гармонического, ритмического и тембрового слуха у детей, делает более глубоким их представление об окружающем мире».

И рекомендует родителям: «Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились переживать заложенные в ней чувства». А «всех, кого волнует тема музыкального развития дошкольников, кто неравнодушен к музыке, кто хотел бы помочь ребенку приоткрыть окно в мир прекрасного», приглашает в свой виртуальный музыкальный кабинет на сайте детского сада.

С Натальей Бураковой мы познакомились на городском конкурсе «Учитель года — 2014», перед началом торжественной церемонии закрытия. На них просто нельзя было не обратить внимание. Хрупкая, белокурая женщина с сияющей улыбкой, влюбленно глядящий на нее мужчина и трое маленьких детей: две девочки и мальчик. Мама была очень нарядной, и мы предположили, что это одна из конкурсанток. И не ошиблись. Наталья Сергеевна дала нам небольшое интервью, поделившись своими впечатлениями о конкурсе. А в ходе церемонии выяснилось, что Наталья Буракова, педагог-психолог Центра развития ребенка — детского сада № 131 «Ветерок», стала победителем в номинации «Воспитатель года — 2014».

Затем Наталья Сергеевна выступала на областном фестивале педагогического мастерства. Победив и на нем, представляла Курганскую область на V Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России — 2014»; вошла в десятку лауреатов — из 62 участников. Стала лауреатом Всероссийского конкурса профмастерства «Педагог-психолог России-2018», попав в число 15 лучших психологов России.

А жюри городского конкурса Наталья Сергеевна поразила своим мастер-классом, в рамках которого использовала театр теней. Потом мы узнали, что «театр теней» Наталья опробовала в своей семье и лишь потом решилась представить на публике.

«Например, у нас с сыном сложилась такая традиция. Перед сном я рассказываю сказку про зайчика и с помощью теней показываю на стене сюжет. Поскольку тенями можно изобразить очень многое, сюжеты получаются разными, сказка — длинной», — рассказывала Наталья, когда мы встретились с ней уже как с многодетной мамой в преддверии Дня матери.

Премию за победу в городском конкурсе Наталья вложила в создание собственной творческой студии «УникУм» одно из направлений работы которой — песочная анимация.

«Студия — наше семейное дело. Конечно, были сомнения, стоит ли за это браться, — признавалась Наталья. — Но потом с мужем Сергеем подумали: если я не попробую, никогда не узнаю, мое ли это, смогу ли я? Моим жизненным девизом стала где-то прочитанная фраза: «Все совершенное тобой к тебе же и вернется. Сделай так, чтобы мечта изменила твою жизнь до того, как жизнь изменит твою мечту».

Мы узнали о традициях семьи Бураковых, самая интересная и важная из которых, — мамины дневники, посвященные детям.

«Есть такая психологическая техника — писать письма ребенку, который еще не родился, — делилась Наталья Сергеевна. — В них родители сообщают малышу, как счастливы от того, что он уже есть; как они его ждут; как будут рады его появлению. Потом от писем я перешла к дневнику, в котором записываю какие-то забавные, трогательные высказывания и поступки детей. В свое время такие же записи вела моя мама. Читать о себе в том возрасте, которого не помнишь, очень интересно! Теперь получаю огромное удовольствие, наблюдая, как реагируют дети, когда мы вместе перечитываем записанное мной. Сейчас они уже сами просят: «Мама, ты это обязательно запиши».

Тогда я поинтересовалась у Натальи Сергеевны: материнский опыт помогает в деятельности педагога-психолога в детском саду или профессия помогает быть хорошей мамой?

«Вряд ли это можно разделить, — ответила Наталья. — Окончив Курганский университет — я из первого выпуска педагогов-психологов — четыре года проработала в лицее № 12 и благодарна за наставничество Нине Ивановне Логиновских. Я очень радовалась знаниям, которые получила, потому что знала: если по какой-то причине не буду работать педагогом-психологом, всегда смогу применить их в своей семье. Имея уже собственный материнский опыт, я могу лучше понять разных мам и пап. Иногда, кстати, они признаются: мы к вам пришли, потому что у вас самой трое детей».

Но, скорее, большую роль тут играет то, что Наталья Буракова, по определению заведующей детсадом № 131 Елены Замятиной, «счастливый и добрый педагог, а именно такой вызывает интерес детей и доверие родителей».

Сейчас, как я узнала, Наталья Буракова, психолог-консультант, живет и работает в Санкт — Петербурге. Направления ее деятельности: сопровождение супружеских пар во время беременности, родов, послеродовой период; раннее развитие детей до двух лет; ведущая семейных лагерей и другие.

Зайдя на сайт детского сада № 131 «Ветерок», чтобы уточнить, работает ли в нем по-прежнему Наталья Буракова, наткнулась на еще одно знакомое имя. Ольга Вячеславовна Шумилова, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе. Та самая, Ольга Шумилова, которая в конкурсе «Учитель года — 2017» стала обладателем специального приза «За педагогическое призвание». В нем Ольга Вячеславовна участвовала как учитель-логопед детского сада № 160.

…Игра сменяет игру, в ходе которой выполняются задания. Присели, побегали, подышали. При этом педагог напоминает о хороших манерах: поставили ноги красиво; руки сложили на коленях; мальчики уступают девочкам. Так проходило занятие Ольги Шумиловой, на котором мне удалось побывать.

Чтобы работать с детьми, имеющими проблемы со слухом и речью, нужен огромный запас терпения и доброжелательности. На лице Ольги — всегда улыбка. Голос громкий, с четкой артикуляцией. Но при этом — очень мягкий, с теплыми интонациями. Такой она была на протяжении всего занятия.

«Сложные дети» — это которые приходят в группу, едва выговаривая существительные, а глаголов в их речи совсем нет; которые не могут отвечать на вопросы; которые понимают, что зима ― на картинке, но не понимают, что за окном — тоже зима; это малыши со слуховыми аппаратами разной модификации — обстоятельство, которое педагог тоже должен учитывать.

«Не вижу причины их жалеть: у большинства детей с нарушениями слуха и речи, сохранен интеллект. Я их просто люблю, — говорила Ольга. — Знаю, как им помочь и чувствую в себе силы сделать это. Сразу обдумываю программу действий, чтобы вывести их на качественно другой уровень жизни. Даже очень сложные дети могут сделать шаг вперед. С моей помощью и, конечно, в союзе с родителями — без этого союза мы ничего не добьемся».

Для тех, кто не знает: на конкурсе участникам приходится работать с «чужими» детьми. Это не просто, даже когда в роли учеников — здоровые дети. Ольга работала с малышами, имеющими логопедические проблемы. Но на этапе «Педагогический опыт» рассказала и о своей методике помощи детям, имеющим нарушения слуха. На мастер-классе продемонстрировала приемы, которые могут быть использованы и в работе со здоровыми детьми: танцевальные; музыкальные — жестовое пение, например; телесно-ориентированные техники.

Ольга Вячеславовна призналась: «Я чувствовала, что выступила успешно, но награждение в номинации «За педагогическое призвание» было неожиданностью». «Призвание» — для меня такое великое, высокое слово! Я очень люблю свою профессию. И могу говорить о ней только восторженно. «Это скоро пройдет», уверяли меня, когда я только начинала работать. Но пока не чувствую, что подобное может случиться».

Наверное, это тот самый «перст судьбы», указавший Ольге Шумиловой именно ее место в жизни. Это место — педагогика.

Как много конкурс профессионального мастерства «Учитель года» дал и системе образования Кургана и мне как журналисту, я рассказывала в публикации по случаю 30-летия конкурса («Курган и курганцы» № 7 за 23 января 2021 года). А в завершение Года педагога и наставника очень захотелось вспомнить некоторых представителей этой славной профессии, с которыми работала долго и с удовольствием. Конечно, их гораздо больше, чем вместила газетная публикация!

Когда я поздравляю с Днем учителя курганских педагогов, они непременно отвечают: «И вас тоже, Вера Алексеевна». И я очень ценю такое уважительное отношение к нашему многолетнему сотрудничеству.

Вера Мусина

Последние новости

В Кургане открыли обновлённый экспертно-криминалистический центр

Фото пресс-службы УМВД России по Курганской области. Экспертно-криминалистический центр в Кургане начал работать после капитального ремонта, сообщает пресс-служба УМВД России по Курганской области.

Жители курганского микрорайона Арбинка «тонут» в темноте

Жители микрорайона Арбинка жалуются на отсутствие освещения на улицах. При этом добавляют, что так нужные им фонари власти поставили в поле.

Россияне видят свою страну в будущем сильным и процветающим государством

В ближайшее десятилетие ситуация в России улучшится. В этом уверены 75% наших сограждан.

Card image

Как аутсорсинг может повысить эффективность вашего бизнеса

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *