Екатерина Сычкова: «Работа фотографом дает силы и энергию»

12 июля во всем мире отмечают День фотографа.

Самый атлетичный фотожурналист Кургана рассказала, от чего она кайфует

12 июля во всем мире отмечают День фотографа. Это праздник тех, кто умеет запечатлеть момент, передать через снимок эмоции – одновременно и свои, и чужие, сохранить память о событии или человеке. Всегда живые кадры получаются у курганского фотографа, фотокорреспондента Екатерины Сычковой. Она поделилась с «КиК» своим мироощущением и мыслями о фотографии.

– Катя, ты, наверное, самый спортивный фотограф в городе!

– Наверное. Я поняла: все, что тебе нравится, о чем ты думаешь, рано или поздно приходит в твою жизнь. В детстве и юношестве я занималась легкой атлетикой, танцами, еще чем-то. Мне всегда нравилась атмосфера спорта, энергия, адреналин. Когда пришла в кроссфит, почти с первой тренировки поняла, что это мое. Он очень разнообразный, в его основе много элементов из разных дисциплин: тяжелая атлетика, гимнастика, гиревой спорт и многое другое. Так же я сразу влюбилась именно в репортажную фотографию, содержащую в себе что-то от других фотографических жанров.

Мне как фотожурналисту кроссфит помогает быть в форме. Раньше с двумя «крокодилами» Canon идешь, на спине еще рюкзак висит, а надо выполнить этот марш-бросок. По какому-нибудь заводу бег с препятствиями за приехавшей делегацией.

– Или перед.

– Да. Надо уметь идти спиной, не упасть, не создать ни для кого опасную ситуацию и сделать нужные кадры. И это может длиться несколько часов. Тут, конечно, желательно быть физически подготовленным.

Спорт – это удовольствие. Прихожу в зал и кайфую, после тренировки всегда думаю: «Как хорошо, мир прекрасен!» Важно понимать себя, слышать, чувствовать. Резонировать нужно с собой, жить в созвучии. Когда человек себя слышит и чувствует, только тогда он может развиваться в любом направлении. Не только в фотографии.

Так важно делать то, что любишь! Это, видимо, такая суть моя человеческая, что я даже торт печь не буду, если не получаю удовольствие от процесса. За то, что мне не нравится, просто не возьмусь. Или же найду способ, чтобы это все равно было в радость. Я счастлива, что могу выбирать.

Если когда-нибудь почувствую, что фотография перестала приносить мне удовольствие, то… Нет, такого не будет. Меня должно просто не стать.

Обожаю свою работу! В один день могу оказаться где угодно: утром на каком-нибудь важном заседании с чиновниками, в обед на свалке, а вечером могу поехать снимать какой-нибудь концерт. Мне везде комфортно, потому что я занята своим делом. Не представляю, как люди ненавидят работу и продолжают ее выполнять.

– Говоришь, важно слышать и чувствовать себя. Ты всегда себя понимала?

– Я живой человек. Даже сейчас случается, что чувствую дисбаланс. Кстати, в такие моменты творчество почти останавливается. Но работа – никогда. Я люблю снимать репортажи, фотосерии, делать фотоочерки. Моя работа дает мне силы и энергию.

– У тебя двое детей. Они не мешают фотографии?

– Лично мне они всегда только помогали. Абсолютно точно. Когда у меня родилась дочь, я наслаждалась каждым моментом – как она улыбается, как спит, эти ее реснички! Я обожала ее рассматривать! С того момента, с 2005 года, начала фотографировать все, что меня впечатляет, – любимых людей и происходящее вокруг. Даже на мыльницу получались хорошие фотографии.

Когда родился сын, тоже очень хотела сохранить все эти мгновения! Понимала: вот он, миг, и все, ты его прожил. А его так хочется запомнить, записать, показать своим детям, когда они вырастут. Рада, что у моих детей останется эта фотоистория, что после себя оставлю эти фотографии. В них буду я, хотя меня на них практически нет.

– Именно в декрете с сыном ты начала снимать новорожденных?

– Да. Я поняла, что у нас в городе никто не фотографирует малышей, и открыла свою фотостудию. Было очень круто в плане того, что ты там вообще творец. Но оказалось, что это не совсем мое. Получается, конечно, красиво, и людям нужны эти открытки. В нашей жизни, видимо, многим не хватает сказки.

Никогда не понимала, когда идут в студию и фотографируются на каких-то чужих кухнях, в искусственных интерьерах… Когда через 20 лет ты посмотришь на этот кадр, он для тебя будет пустым абсолютно. Потому что твоего там нет ничего. И даже тебя там нет, потому что ты тоже искусственный там.

Даже в процессе студийной съемки меня тянуло к естественности, к настоящему моменту.

Те же портреты я предпочитаю снимать так, чтобы меня вообще не видели, чтобы я своим фотоаппаратом не отпугивала живые эмоции. Именно поэтому люблю работать в жанре репортажа. Важно, чтобы люди привыкли ко мне как к фотографу, не обращали на меня внимания и этим самым дали возможность сделать классные кадры. Когда люди становятся собой, ловлю самые вкусные моменты.

После декрета я вышла на работу и снова окунулась в репортажку. Поняла, что нахожусь в своей стихии. Мне нравится настоящая жизнь, не люблю фальшь, когда пытаются произвести впечатление, а на деле этого нет. Через фотографию я это четко чувствую. Мне кажется, фотографы как психологи.

Проект с ньюборн-съемкой классно вывел меня из декрета. Люблю пробовать что-то новое, в декрете для этого было самое время. Только варить каждый день кашки и делать одну и ту же работу по дому мне было тяжело, рутина меня губит, не люблю замкнутые пространства и застои.

– Как ты попала в репортажную фотографию?

– В 2008 году у меня появился зеркальный фотоаппарат. Я фотографировала все, что меня окружает и торкает. Это было мое хобби.

Был 2009 или 2010 год. Работала тогда дизайнером в газете «Курган и курганцы», собирала рекламные модули в графических редакторах. Как-то раз пришел гость редакции, а фотографов на месте не оказалось. Ко мне забегает кто-то из журналистов и говорит: «Катя! Срочно! Надо снять. Можешь?» А у меня фотоаппарат был всегда с собой. Для меня это было так волнующе, ответственно. Я вся завибрировала. Настолько было круто! Я сделала эти портреты, сделала их настолько хорошо, как умела. Даже Александр Юрьевич Алпаткин сказал, что неплохо. Стала изредка что-то снимать для «КиК».

К тому времени я уже окончила Магнитогорский университет, художественно-графический факультет, и знания, полученные на занятиях по композиции, живописи и рисунку, очень мне пригодились в фотографии. С тех пор я начала рисовать объективом.

А потом случилось вообще прекрасное – мне предложили фотографировать спорт, то есть заниматься своим любимым делом, еще и деньги за это получать. Это был 2011 год. Я начала снимать для спортивной газеты «Зауральский стадион». Проект просуществовал три года.

– Если бы не закрылся, ты бы и дальше там работала? Или тебе хотелось больше жизни?

– Совершенно правильно. Уже хотелось фотографировать не только спорт. Появилась возможность пойти работать фотокорреспондентом в газету «Новый мир». Там именно репортажка началась. А в середине 2018 года меня пригласили в Ura.ru.

В репортажной съемке самое главное – не пропустить кадр. Это даже важнее, чем снимать в ручном режиме. Можно быть супертехнарем, но если ты не видишь кадр, какой в этом смысл? Неважно, как ты снимаешь, в каком режиме, важно, что ты снимаешь.

Задача фоторепортера – показать этот мир таким, какой он есть. Записать фотоисторию и рассказать ее в картинках так же, как журналист пишет свой текст буквами. При этом еще и никого не обидеть, не оскорбить. Если снимаю какое-то мероприятие, то забываю о своих эмоциях. Нужно четко и трезво отснять то, что есть, без прикрас, не ухудшая и не улучшая.

– В соцсетях у тебя другие фотографии…

– Я четко разделяю работу, фотожурналистику, и творчество, соцсети, где субъективная, художественная фотография. Задача фотохудожника – сделать кадр таким, чтобы он вызвал у зрителя примерно те же эмоции, что и у тебя в момент фотографирования.

Соцсети – это самовыражение, это о чувствах, о мироощущении. Но никогда не опубликую то, о чем когда-нибудь смогу пожалеть. Выбираю только те фотографии, которые с трибуны на Красной площади могу всем показать. Много снимаю для семейного архива, пишу фотоисторию моей семьи, эти фотографии я никогда не публикую. Это очень личное.

Страничка в соцсетях – это как кухня, в которой всегда обновляется фотоэкспозиция, дверь в которую всегда открыта друзьям, там ты показываешь свои работы. Фотохудожник не может снимать для себя, в стол. Поэтому бывает болезненно, когда фотографирую глазами, снимки хранятся в сердце, а я не могу их никому показать. Хочется поделиться: смотрите, как красиво! Я это увидела, хочу вам показать.

Иногда жалею, что у меня в глаз не встроен какой-то микрообъектив. Точнее, он встроен, и все эти фотографии сразу идут в мое сердце и душу. Я их вижу. Они постоянно. Эта жизнь все время происходит вокруг меня. Главное увидеть. Мне иногда даже кажется, что не я ищу эти моменты, а они меня находят.

– Когда ты их стала видеть?

– В детстве. Я помню, как маленькая любила рассматривать все красивое, людей, природу. И тогда, и сейчас во время разговора с человеком, если он мне визуально нравится, могу иногда не слышать, что он говорит. Часто мне это мешало в школе. Учитель что-то объясняет, а я рассматриваю чей-то профиль и ничего не слышу. Могла наблюдать, как красиво падает свет из окна, как освещены предметы, как падают тени, как прорисовываются в контровом свете контуры профилей одноклассников. В эти моменты ты видишь и чувствуешь только это. Состояние какой-то отрешенности от всего, полный отрыв от реальности.

– Что посоветуешь посмотреть фотографу?

– Фильмы, где классная игра цвета и света. «Игра престолов» (18+) вообще шедевральна с точки зрения визуала. Залипаешь на каждом кадре. Еще рекомендую фильмы «Отель «Гранд Будапешт» (16+), «Амели» (16+) и «Молодость» (18+). Что касается фотографии, то слежу за творчеством Дмитрия Зверева, Александра Петросяна, Сергея Максимишина и других фотографов. Очень полезно просматривать работы не только фотографов, но и художников, посещать выставки и музеи. Вся эта наглядность и насмотренность и есть школа по композиции, цвету и свету.

– К чему ты стремишься в фотографии?

– Я четко знаю, что еще не сделала свой главный кадр, я иду к нему.

ВРЕЗКА

Екатерина Сычкова училась на кафедре Декоративно-прикладного искусства Курганского областного колледжа культуры. Окончила факультет изобразительных искусств и дизайна Магнитогорского государственного университета (специальность «учитель ИЗО») и филологический факультет Курганского государственного университета (специальность «журналистика»). Первое место работы – Детская художественная школа №1, преподаватель рисунка, живописи, композиции.

Двукратный серебряный призер Всероссийского фестиваля-конкурса спортивной журналистики «Энергия побед» в рамках проекта «Газпром-2014», номинация – «Лучший фоторепортаж о спортсмене или соревновании». Финалист Международного конкурса спортивных фотожурналистов государств-участников СНГ на тему «Спорт и здоровый образ жизни». Победитель Всероссийского конкурса «Займись спортом».

Участник городской фотовыставки «История пишется объективом», посвященная 70-летию Курганской области (Курган, 2013). Участник городской фотовыставки «Смотреть и видеть» (Курган, 2013). Участник и лидер среди профессионалов фотопроекта «Современники» (Курган, 2016).

Надежда Достовалова

Последние новости

Депутат Курганской областной Думы Владимир Казаков совершил рабочую поездку в Шатровский муниципальный округ

В ходе рабочей поездки он встретился со старшеклассниками Шатровской средней школы и ветеранским активом - Вчера работал в Шатровском муниципальном округе.

ЛДПР предложила выплачивать студенческий материнский капитал мамам до 25 лет

Депутаты Фракции ЛДПР в Государственной Думе во главе с Председателем партии Леонидом Слуцким предложили выплачивать материнский капитал в размере 833 024 рублей россиянкам, родившим или усыновившим первого ребёнка,

Спрос на персонал в Курганской области за год вырос на 25%

Фото ru.freepik.com. Эксперты проанализировали 2024 год на рынке труда в Курганской области и выяснили, вырос ли спрос на персонал у местных работодателей,

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ленинске-Кузнецком на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *