«Иду добывать дворцу миллион»
Экс-директору ДКМ есть чем воодушевить начинающих управленцев «Я верю в добрую силу культуры.
Экс-директору ДКМ есть чем воодушевить начинающих управленцев
«Я верю в добрую силу культуры. Объединяющую, исцеляющую. Столько раз наблюдала зрителей на наших концертах — заводчан, горожан, поначалу уставших, явно обремененных проблемами. Потом спины распрямлялись, лица светлели, глаза загорались. Вот такая терапия. А нам наградой — аплодисменты».
«Подвергнись, не дай бог, Курган вражеской атаке, — говорила я энергетикам, исчерпав припасенные аргументы, — наш дворец будет последним объектом, где отключат электричество, перестанут петь и плясать. Посмеивались, но сцену не отключали».
«Девочки (в парикмахерской — Г. Б.)! Сообразите мне прическу на миллион! Иду добывать дворцу миллион».
Не правда ли, нескольких реплик из первых уст довольно, чтобы проникнуться симпатией к их автору, моей нынешней героине. Конечно, для объемного портрета требуется еще много штрихов и оттенков, но уже ясно, что мы имеем дело с натурой деятельной, волевой, принципиальной, притом удивительно трогательной, обладающей чувством юмора и здоровым авантюризмом. Знакомьтесь, если не в курсе: Ольга Леонидовна Журавлева, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Курганской области, бывший руководитель (в течение 30 лет) Дворца культуры машиностроителей. Легендарный, смею утверждать, руководитель.
«С публичными празднованиями юбилеев я давно покончила, — на всякий пожарный уведомляет меня догадливая собеседница накануне очередной круглой даты. — Должность обязывала. Я, естественно, понимала, кто поздравляет по разнарядке, кто — по душевному порыву. 50 — цифра символическая, не спрячешься. Принимала гостей в кабинете, речи затянулись, выглянула в дверь — очередь аж до вахты. А в ней скромно стоят и высокие чины, и технический персонал дворца, и друзья по комсомолу. Ощутила жуткую неловкость и всех тут же пригласила».
Отвечая на предъюбилейные вопросы, Ольга Леонидовна охотно повествует о буднях типичного российского пенсионера: кухня, дача, книги, телевизор, увы, врачи. Концентрируется на внуках: старший — студент, младший — второклассник. Видно, что мировая бабушка. Не скрывает, как ей, трудоголику-стажисту, тяжело было переквалифицироваться в домохозяйку. Спасибо мужу, поддержал. Слышу в голосе бодрые нотки неистребимого оптимиста. Шутит. Иронизирует. Главное сохранено. Лукавить и юлить не научилась, по-прежнему ценит искренность, интеллигентность, порядочность, не делила и не делит окружающих на категории.
Человек на своем месте. Человек своего времени — гнутого, ломаного, аккуратно выражаясь, амбивалентного. Угораздило ведь родиться в эпохе перемен (привет Конфуцию), на излете сталинского правления, как бы глубоком историческом выдохе после адовой войны, на гребне волны благодарности за вновь обретенную надежду. Частицей народа-победителя влиться в радостный поток созидания, называй его хоть коммунизмом, хоть социализмом. Позднее россиянам придется неоднократно корректировать маршрут, осваивать новую лексику: застой, перестройка, лихие 90‑е, тучные нулевые. Но именно красногалстучное отрочество, духоподъемная перекличка горнов и барабанов, романтика пионерских костров сформировали характер борца, очертили систему нравственных координат, наполнили содержанием понятия чести и достоинства, добра и справедливости.
Школа, точнее, школы, в которых ей выпало учиться из-за частых переездов семьи, представлялись Ольге территориями счастья, вселенными знаний, источниками нескончаемых открытий. Учителя реально влияли на учеников, подавали пример, развивали, мотивировали. О педагогическом поприще она мечтала сызмальства. Рано проявившиеся организаторские способности («Мама, а я, когда родилась, проводила мероприятия в роддоме?») обеспечили раннее лидерство. Инициативную девочку поощряли общественными нагрузками. Староста класса, председатель совета дружины, пионервожатая в годы учебы на истфаке пединститута. Она обожала массовые действа за зрелищность, драйв, взаимовыручку. Вокруг харизматичной вожатой все кипело, бурлило, коммуницировало, состязалось, покоряло смотры-конкурсы. Подопечные Ольги звонче остальных пели, пронзительнее декламировали, тверже печатали шаг. Журавлева поражается, как она, лишенная абсолютного слуха, ухитрялась «тренировать» девяностоголосый хор, который по команде «три-четыре» идеально попадал в ритм и тональность исполняемого произведения. Тем же макаром на другом витке жизни она раскачивала аудитории куда солиднее — целые форумы, конференции. Волшебные «три-четыре» срабатывали мгновенно. Кстати, практикуя в школе, энергичная фантазерка находила общий язык и с юными танцорами — и не потому только, что классно била дроби. Вкус, чутье, режиссерская хватка позволяли доводить до блеска любой процесс.
Никогда бы не свернула с учительской тропы, кабы не «принципы демократического централизма». Благо, и в горкоме ВЛКСМ, и в Первомайском райкоме партии предлагали курировать любимые сферы. По «тихим, школьным этажам» скучала неимоверно — даже на две недели в самоволку сбежала, в родную 43-ю, попреподавала всласть. Но беглянку возвратили, мягко пожурили, разъяснили масштаб задач. Прибавлялось обязанностей, ответственности, отчетности. Впрочем, Журавлева всегда предпочитала энтузиазм бюрократии. «Ребята, — обращалась она к уважаемым главам предприятий, ректорам вузов, — надо сделать, и сделать хорошо!» И «ребята», не иначе бывшие горнисты и барабанщики, с готовностью отзывались. Пост директора школы (вместе с ключами от трехкомнатной квартиры) она не приняла. По этическим соображениям — слишком, мол, оторвалась от профессии. Муж, знавший ее с четвертого класса, решение одобрил: «А то я совсем тебя из виду потеряю».
Так в биографии Журавлевой возник ДКМ, структура многопрофильная, многоролевая, де-юре — ведомственный клуб, а де-факто, усилиями прежде всего его родителя, Михаила Александровича Захарова, роскошный дворец, превратившийся постепенно во вторую после филармонии концертную площадку города. К тому моменту по долгу службы Журавлева успела напитаться его горячей атмосферой, подробно исследовать тамошний уклад, сблизиться с коллективом. Страха не испытывала, скорее, любопытство, азарт, желание принести максимум пользы, оправдать доверие.
Погружение длилось года три: притирки, придирки, сравнение с предшественницей (молодая, справится ли?), поиски приоритетов, подбор кадров. В продвижении смелых проектов опиралась на единомышленников: славную когорту директоров Курганмашзавода — Михаила Захарова, в дальнейшем заместителя министра оборонной промышленности СССР, Александра Богомолова, Валерия Дородного; на креативных коллег — Раису Бушкову, Веру Логинову, Надежду Семенову, Аллу Сорокину, Римму Фалькову, Ольгу Набокову. Будучи человеком неконфликтным — разве что в детстве дралась, защищая подруг — выстраивала отношения с подчиненными по-учительски, через диалог. Убеждала, увещевала нерадивых, предоставляла шанс исправить ошибки. Стеснялась вслух критиковать уборщиц. Благоговела, признается, перед талантами, брала под крыло ершистых, неуживчивых, скандальных, но «безумно одаренных».
В 80‑е завод и дворец напоминали сообщающиеся сосуды: кто донор, кто реципиент — поди разберись.
Государство увлекала идея просветительства: считалось, и небезосновательно, что производительность напрямую зависит от культуры досуга, развития творческого потенциала трудящихся. ДКМ претворял благородную концепцию в жизнь, позиционировал себя лабораторией, мастерской, фабрикой звезд, кузницей индивидуальностей, центром эстетического воспитания, законодателем мод. Здесь конструировали эксклюзивные декорации, шили эксклюзивную одежду, изобретали диковинные аксессуары, особенно удавались шляпки а-ля Юдашкин. Заводская самодеятельность щедро финансировалась. Лучшие выходили на сцену дворца, получали возможность выступать в столице и за рубежом. Курганские оборонщики гордились собственными танцовщиками, актерами, вокалистами, чтецами, бардами. Параллельно в ДКМ ставились яркие новогодние сказки, проводились фестивали, губернаторские, офицерские выпускные балы, регулярно заседал клуб «Наставник», обретали популярность взрослые, молодежные, детские студии. Штатные специалисты ДК несли искусство непосредственно в народ — общежития, «красные уголки». Хор 620‑го цеха почти не уступал знаменитому дворцовскому хору русской песни, поскольку оба управлялись неутомимой Аллой Сорокиной. «Я и сама из цехов не вылезала, — рассказывает Журавлева, — владела информацией. Знала, где лежат батареи и трубы, нам предназначенные, попробуй меня обмани!» Даже и не пытались.
Как-то она влетела на экстренное совещание, где обсуждали выпуск БМП. «Дворцу нужны чашечки». — «Мы тебе из дома принесем», — взмолились ошарашенные технари. — «Да не те чашечки! Для бальных платьев».
Об имидже хозяйка большого дома задумывалась ситуативно. Могла, облачившись в халат технички, инспектировать пыльное закулисье, подвалы, крышу, а на аудиенцию к чиновнику являлась в стильном костюме, с «миллионной» прической. Маникюр, каблучки, улыбка — обезоруживающее обаяние. И очень эффективное. Случалось ей прокручивать комбинации, достойные пера Ильфа и Петрова. Потребовалось, например, приобрести для ДК приличную мебель взамен старой, обветшалой, чего бюджет не предусматривал. Без толку просидев в приемной Министерства оборонной промышленности, Журавлева как бы невзначай взялась перелистывать телефонную книжку: «Не подскажете номерок Гейдара Алиева (тогда член политбюро ЦК КПСС — Г. Б.)? Посетил на днях Курган, заглянул к нам, возмутился убогостью интерьера, грозился уволить. От вас поеду в ЦК»… Получив запрашиваемую бумагу, поспешила в Таллин на мебельную фабрику. Смущали сроки выполнения заказа. «Вам, конечно, известен Гавриил Абрамович Илизаров, светоч советской медицины? Осенью у нас планируется симпозиум, съедутся иностранцы, в нашем дворце соберутся — стыдно будет, товарищи!» Новая мебель подоспела аккурат к ноябрьским праздникам. Согласитесь, пируэт остапбендеровского изящества, если не считать, что сыном турецкоподданного помимо вдохновения двигали тщеславие и, простите, корыстолюбие, а Ольгой Леонидовной — исключительно обязательство перед земляками.
Во времена политической турбулентности завод вынужденно перешел на режим жесточайшей экономии. Экономить начали традиционно — с самого слабого звена. Культуре, объявленной теперь товаром, продуктом, надлежало коммерциализироваться, продаваться, окупаться, приносить прибыль. Журавлева обивала начальственные пороги, натыкалась порой на глухую стену, разворачивалась и опять бросалась в бой: «Отступать некуда — позади пятьсот детей». Со скрипом, но сметы подписывались. «А ведь я им потом «отомстила», — весело комментирует Ольга Леонидовна. — Большинство моих оппонентов, финансисты, экономисты, сами стали впоследствии директорами предприятий: Водоканала, Дормаша, КЗКТ. И, столкнувшись с культурными запросами рабочих, быстро осознали свою неправоту».
Рынка она не убоялась. Улавливала тенденции, внедряла новации, штудировала литературу, прислушивалась к советам ленинградских профессоров на ежегодных курсах повышения квалификации. Маркетинга хотите? Пожалуйста. Затевался чудный вечер семейного отдыха, а бонусом, в целях привлечения мужчин, в фойе распродавали дефицитные шины. С ее легкой руки в ДКМ свершилась долгожданная «бархатная революция», та еще была спецоперация. Большой зал преобразился, обзавелся изысканными ламбрекенами. Кресла оделись в дорогую, американского происхождения, малахитовую ткань. В оформление малого зала проникли стильные элементы из культового долгоиграющего сериала «Санта-Барбара». Круглые столы, белые чехлы, белые скатерти, оригинальные цветочные композиции, сдержанная камерная атмосфера. На зависть ресторанам модернизировались банкеты и корпоративы. Гастролеров принимали — тоже копеечка.
Зато продолжали зажигаться елки, репетироваться спектакли, не иссякал поток маленьких артистов.
«А вам не кажется, Ольга Леонидовна, что в XXI веке дворцы культуры и самодеятельность — это архаика?» Ответ предсказуемо отрицательный: «Интернет, безусловно, штука полезная, но не заменяет живых эмоций, соучастия, сотворчества. И насчет самодеятельности поспорю. Наилучший комплимент, который я получила от столичных журналистов: «Хватит показывать нам профессионалов, давайте доморощенных!» Сама Журавлева, стремясь в круговерти событий выкроить часок-другой на кино, свежий роман, новогодние посиделки в складчину с друзьями, от многолюдья никогда не уставала. Необитаемый остров для нее — страшный сон, худшее из зол. И вообще пенсия пенсией, а в ноябре совет ветеранов должен кровь из носу отметить столетие курганского комсомола: «Там, поверьте, было немало замечательного».
«Ваши последние книжные впечатления?» — «Детективы конечно! Можно без названий? А еще Лесков, Пушкин. Перечитала «Евгения Онегина», удивилась: главный герой-то легкомысленный господин!»
Рассылка «Курган и курганцы»Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.
Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"
Галина БухаринаПоследние новости
Если отпуск попадает на нерабочие праздничные дни
Что будет, если отпуск попадает на нерабочие праздничные дни? В соответствии со статьей 120 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни,
Представители муниципального сообщества России обсудили создание комфортной среды для жизни граждан
Фото ВАРМСУ. Региональные этапы II Всероссийского муниципального форума «Малая родина – сила России» продолжаются.
УФНС России по Курганской области анонсирует вебинары на следующую неделю
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. Сотрудники УФНС России по Курганской области проведут на следующей неделе вебинары для налогоплательщиков.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией