«Крылья» Бориса Карпеша

  60 лет назад машинисту Курганского локомотивного депо Борису Карпешу было присвоено звание «Герой Социалистического Труда» Он был настолько симпатичен,

 

60 лет назад машинисту Курганского локомотивного депо Борису Карпешу было присвоено звание «Герой Социалистического Труда»

Он был настолько симпатичен, что появись тогда в Кургане знаменитый голливудский продюсер и актер Стив Барклай, обязательно заметил бы его и без промедления пригласил сняться в своем фильме. Впрочем, своей прической Стив был сам похож на Карпеша — с такой же волной темных густых волос и улыбчивым лицом.

Борис Петрович бы одним из машинистов локомотивного депо, которому доверили провести локомотив по первому электрифицированному участку Курганского отделения железной дороги. С него начиналась электротяга.

П.И. Клеванцов и Б.П. Карпеш

Вся история электрификация «рождалась» в 1956 году, которая открыла новый этап в работе железнодорожников Кургана. На смену паровозам пришли электровозы. В канун нового 1957 года у вокзала Курган состоялся митинг. Под мелодию государственного гимна начальник дороги Дмитрий Калабухов разрезал красную ленточку и отправил в первый путь грузовой поезд: вел поблескивающий свежей краской новый электровоз ВЛ молодой и одновременно опытный машинист Борис Карпеш. За его плечами была удивительная жизнь… в кабине паровоза. Он провел сотни грузовых поездов с углем для энергетических предприятий страны, успел научить своему делу многих и многих машинистов. В ту первую поездку на локомотиве рядом с Карпешом был его помощник Борис Ляшенко. А для подстраховки их сопровождали машинисты из Златоуста Николай Иванов и Иван Янин.

Борис Ляшенко вспоминал: «Мы поехали, а вслед нам зазвучала музыка, и из кабины электровоза я слышал, как нам кричали курганцы: «Ура-а!». А Борис Карпеш пригладил копну волос, улыбнулся мне и прокричал: «Слышь, Боря, запомни – начинается новая история…»

Как отмечал исследователь железнодорожной жизни Курганского отделения Владимир Садов, «поездка была нелегкой, нервной. Ехали при двух поднятых пантографов. Голубоватое свечение вырывалось их под контактного провода. Путейцы на полустанках сбегались к дороге будто дети, чтобы посмотреть на это чудо».

После той первой поездки на электротяге участок начал работать самостоятельно и машинисты допускали меньше сбоев — все стало привычным. Одновременно от Шумихи велись работы по электрификации участка Курган- Челябинск, а в середине лета 1957 года один из августовских дней электровозы пошли навстречу друг другу.

Пролетели полтора года. Электрификация отделения продолжалась. И, конечно же, душой всей этой новой жизни – на электротяге — был Борис Карпеш. Вместе с Героем Социалистического Труда Иваном Петровичем Блиновым он был известной фигурой на всей сети МПС, за ударный труд его награждали орденами, а здесь, в Кургане, он был особенно заметен.

Позже мне приходилось встречаться с ним за заседаниях областного отделения Советского фонда Защиты мира. Сидели за одним столом, иногда тихо переговаривались. А по завершению тепло прощались и желали друг другу успехов…

Золотой звездой Героя курганский машинист был удостоен 60 лет назад. Вот как об этом рассказывал Борис Петрович:

— Теплый август 1959 года. К вечеру мы доставили грузовой поезд на станцию Макушино, дальше состав пошел с другой локомотивной бригадой. А меня с помощником распределили на отдых в нашей «отдыхайке». За окном шли поезда, гудели, но мне была приятна такая обстановка – спалось крепче. Неожиданно меня разбудила дежурная: «Вас вызывает Курган». Я быстро надел пижаму и вышел к телефону, а в голове назойливо вертелась мысль: «Что, зачем, ситуация, когда мы вели наш «грузовик», была штатной».

С внутренней тревогой Карпеш поднял трубку. Далекий собеседник переспросил: кто у телефона? Машинист ответил: «Карпеш». А потом Борис Петрович услышал голос человека, который представился: «Первый секретарь обкома КПСС Сизов». Далее было совсем неожиданно. Руководитель областной партийной организации медленно, но оттенком торжественности произнес: «Поздравляю вас с присвоением вам звания Героя Социалистического труда…»

Вот как эти минуты описал Борис Петрович:

— Я будто онемел, зуб разжать не могу, — так было неожиданно. Рядом у стола столпились машинисты. Я им взволнованно шепчу: «Мне присвоили звания Героя. Что говорить?» А они мне подсказывают, причем так громко – за окном слышно: «Говори: «Служу Советскому Союзу».

В то время нашему герою было всего 32 года.

В машинисты он пошел по стопам отца, также машинисту локомотивного депо. По характеру общительный и доброжелательный, он все схватывал на лету. Быстро освоил паровоз, также быстро научился водить электровоз. «У тебя не голова, а дом советов», — как-то сказал ему начальник локомотивного депо Андрей Рогальский, а главный инженер Курганского отделения фронтовик Лев Жебелев любил ставить его в пример и с уважением говорил: «Карпешу не надо дважды говорить. Поймет с первого слова…»

Когда открылось сквозное движение от Кургана на до Челябинска, Карпеш уже заправски водил ВЛ-22, знал все его возможности и мог быстро определить неисправность, случившуюся в пути. Вместе с ним работали такие же герои, которые мастерски освоили процесс электрической тяги: машинисты Федор Данилевич, Сергей Галактионов, Лев Ольшванг, Анатолий Добровольский, Анатолий Мунгалов и многие другие.

А в 1962 году курганские электровозники полностью перешли на длинные «плечи» в обоих направлениях от Кургана – на Челябинск и Петропавловск. В шестидесятые годы коллектив депо освоил все виды деповского ремонта электровозов.

Наступило время больших перемен. И всегда в центре всех этих событий был Герой Социалистического Труда Борис Петрович Карпеш.

Он никогда не показывал свою звездность. Если надо было – поднимался в кабину локомотива и вел тяжелый состав. При необходимости шел в свою родную железнодорожную школу и рассказывал ребятам об истории железной дороги. Нынешние машинисты до сих пор вспоминают завет Карпеша: «Тяжела ноша машиниста, а за плечами у всех свои крылья. Они помогают лететь».

Умер Борис Петрович Карпеш в марте 1995 года.

Сегодня железнодорожники по-прежнему тепло вспоминают своего героя и гордятся остальными звездами Курганского железнодорожного узла. А их ни много ни мало – девять человек: Герои Советского Союза Григорий Криволапов, Евгений Кремлев, Николай Радионов, полный кавалер орденов Славы Геннадий Чуриков, Герои Социалистического Труда Иван Блинов, поездной диспетчер Николай Федотов, начальник Шадринской дистанции пути Петр Клеванцов, осмотрщик вагонов Надежда Кочнева. Поистине: настоящий звездный полк!

Рассылка «Курган и курганцы»

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и  WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе  "В Контакте"

Вячеслав Аванесов

Последние новости

В прокуратуре области проведено заседание межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции

В прокуратуре Курганской области состоялось заседание межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции.

В результате вмешательства Шадринской межрайонной прокуратуры на региональной автодороге убрали зимнюю скользкость

Шадринской межрайонной прокуратурой в ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности ГКУ «Курганавтодор».

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Симферополе, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *