Курганцы, копить долги за «коммуналку» невыгодно
Это тормозит работу управляющих компаний. В 2020 году мировыми судьями области было рассмотрено 163 тысячи дел по неоплате услуг ЖКХ.
Это тормозит работу управляющих компаний.
В 2020 году мировыми судьями области было рассмотрено 163 тысячи дел по неоплате услуг ЖКХ. В части абсолютного большинства из них – порядка 160 тысяч – были вынесены судебные приказы. То есть решения принимались на основании заявления истца – управляющей компании или ресурсоснабжающей организации без участия ответчика, то есть самого неплательщика. Такая форма упрощённого судопроизводства выбирается судьями в тех случаях, когда спорить не о чем. В данных случаях наличие задолженности очевидно. Копии судебных приказов рассылаются должникам по почте, а кредитор направляет исполнительный лист судебным приставам или в банк. Там деньги со счёта неплательщика снимают автоматически.
- Деньги идут на погашение долга, - пояснил начальник управления по обеспечению деятельности мировых судей в Курганской области Александр Лаврентьев. - Но надо понимать, что если взыскание делают судебные приставы, то в этом случае они берут свой сбор. Это обязательное условие их работы. Плюс, когда выдаётся судебный приказ, уплачивается госпошлина. Это обычный принцип гражданского судопроизводства, когда проигравшая сторона оплачивает все судебные издержки. Поэтому неплательщикам не стоит удивляться, что с них будет взыскана сумма больше той, что они задолжали. Процесс взыскания может быть долгим, но в любом случае он будет доведён до конца.
Долги неплательщиков ложатся бременем и на добросовестных граждан. Из-за недополучения средств управляющие компании вынуждены откладывать проведение ремонтных и даже текущих работ или выполнять их за свой счёт. А пополнять его они могут только получая оплату от жильцов. Получается замкнутый круг. Граждане требуют своевременного оказания услуг, а платить не торопятся.
- Часто бывает так, что граждане обращаются с жалобами к нам в инспекцию, о том, что дом содержится ненадлежащим образом, какие-то виды работ не выполняются или выполняются не очень качественно, - говорит начальник Государственной жилищной инспекции Курганской области Владимир Чупахин. - Нередко, когда мы проверяем управляющую организацию на основании этих жалоб, оказывается, что из-за долгов граждан коммунальщики элементарно не имеют достаточных средств, чтобы выполнить эти работы. В любом случае, если нет качественного обслуживания дома, необходимо фиксировать эти нарушения, а не просто
направлять жалобу без какого-либо подтверждения о том, что где-то что-то не сделано.
- Мы работаем по 290-му постановлению Правительства России, где указан минимальный перечень услуг и работ, который мы должны обеспечить. Он заложен в расчёты тарифа. Мы его и обеспечиваем, даже несмотря на неплатежи, - говорит директор МУП «Прометей» Галина Вихарева. - Но тариф не рассчитан так, чтобы все работы по той же покраске или ремонту подъездов сделать, скажем, за месяц. Это постепенный процесс. А жильцы хотят всё и сразу. И при этом не платят. А когда мы делаем косметический ремонт, то уже через пару недель всё бывает исчёркано и исцарапано. Они не чувствуют себя хозяевами своих домов. Есть у нас в обслуживании такие дома, где проживающие там лица мусор выносят в подъезд, и, скажем так, всё остальное делается непосредственно в подъезде. Туда, бывает и не зайти. Люди жалуются, но убирать всё это не входит в обязанности уборщиц.
У коммунального муниципального предприятия «Прометей» в управлении 260 жилых домов. Часть из них перешла в обслуживание управляющей компании по решению администрации города после того, как от них отказались другие организации, и никто этими домами заниматься не стал. По словам Галины Вихаревой, долги за квартплату в таких домах сразу же стали накапливаться. Сейчас общая задолженность жильцов только перед МУП «Прометей» - 19,5 миллионов рублей. В прошлом году компания подала 562 иска в суд на сумму порядка пяти миллионов рублей, но взыскание идёт очень и очень постепенно. Чтобы ликвидировать задолженности, управляющие компании работают и непосредственно с жильцами и со старшими по дому. Не всегда коммунальщики находят понимание. Но есть и примеры ответственного подхода граждан к своему жилищу.
Дом №59 по улице Достоевского был построен в самом начале девяностых и к концу двухтысячных находился в ужасном состоянии. Когда очередная управляющая компания отказалась от обслуживания дома, жильцы приняли решение взять его под своё ответственное управление. Было это восемь лет назад. Сейчас весь дом - подвал, крыша, коммуникации, подъезды, входные группы приведены в порядок и содержатся в приличном состоянии. Прилегающая территория благоустроена – детская площадка, тротуары и цветники каждое лето. В доме девяносто квартир. Долги только у двух собственников. Один уехал на Север, другой отбывает срок.
- У нас как-то сразу так у всех повелось – вовремя платить за коммуналку, - говорит председатель совета дома Светлана Максимова. - Люди видят, что
всё у нас делается для чистоты, порядка и комфорта, дорожат этими переменами к лучшему, чувствуют свою ответственность как собственники жилья. Ну, и у меня не забалуешь. Хотя они и сами хотят, чтобы дом у нас был красивым.
Что касается задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, то в апреле 2020 года у нас в стране был введён мораторий на взыскание штрафов и пени за просрочку этой оплаты. Но воспользоваться этим обстоятельством можно было до первого января 2021 года, потому что с этого дня действие моратория прекратилось, и сейчас надо оплачивать и сам долг и пени.
Константин Сапунов. Фото Николая Пушилина.
Последние новости
Изменения в графике выплат пенсий и детских пособий в Курганской области
СФР напоминает о корректировках в графике доставки денежных средств в ноябре.
Новый взгляд на будущее: как технологии изменят нашу жизнь
Технологические инновации продолжают трансформировать общество.
Экономическое развитие региона: новые возможности и вызовы
Анализ факторов, способствующих росту экономики и социальным изменениям.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований