Курганский музей авиации ждет пополнения своей экспозиции

Скоро в здании аэровокзала развернутся две выставки: одна посвящена Светлане Капаниной, другую составит коллекция моделей самолетов Курганский музей авиации, как пишет википедия, единственный на территории Сибири и Урала,

Скоро в здании аэровокзала развернутся две выставки: одна посвящена Светлане Капаниной, другую составит коллекция моделей самолетов

Курганский музей авиации, как пишет википедия, единственный на территории Сибири и Урала, располагающий музейным собранием авиационной техники под открытым небом.

В августе он несколько раз раскрывал кабины своих самолетов и единственного вертолета для посетителей, чтобы и дети, и взрослые почувствовали себя на несколько минут лихими пилотами, смелыми покорителями небесной высоты.

Хотя те 14 летательных аппаратов, что сейчас красуются на территории музея, уже никогда не поднимутся в небо. Все они прошли непростой процесс списания, из них удалены авионика (совокупность всех систем, разработанных для использования в авиации в качестве бортовых приборов), аппаратура радиосвязи и другие нужные устройства, ослаблены крылья, конструкции фюзеляжа. Только Ан-2 сохранил ресурсный двигатель, он единственная крылатая машина, которую можно завести и на ней полетать. Правда, это лишь гипотетическое предположение, поскольку для полетов на самолете потребовалась бы большая переборка «сердца» и других органов махины.

Сегодня на участке площадью 5500 м² неподалеку от курганского аэропорта размещаются самые большие в нашем городе музейные экспонаты: военные самолеты МиГ-17, МиГ-19П, МиГ-21ПФ, МиГ-23УБ, Су-7Б, Су-17УМ3,Су-24, Су-25, Су-27, Як-52; гражданские самолеты Ил-14Т, Ан-24Б, Як-40, Ан-2 и вертолет Ми-2.

Музей был основан в 1985 году как ведомственный музей Курганского аэропорта. В 1991 году руководство Курганского авиапредприятия приняло решение о создании музейной экспозиции авиационной техники, которая торжественно открылась в августе 1993 года. В 2003 году музей авиации получил статус государственного и стал филиалом Курганского областного краеведческого музея.

– Вся военная техника пришла в музей из Курганского авиационного училища. С 1991 года до 2003 года на месте нынешнего КПИ базировался Курганский авиационный институт, у них был учебный аэродром. После того, как в 2003 году военное училище распалось, технику списали и передали нам. И она прошла процесс демилитаризации, – рассказал директор музея авиации Геннадий Секисов. – А вот Ан-24 и Ан-2 – самолеты курганского авиаотряда. Ан-2 – самый известный, простой и многоцелевой самолет. Сейчас в Кургане их около 18 штук летает, один стоит у нас в музее.

Ан-24Б был самолетом-лабораторией курганского авиаотряда по облету посадочных систем, летал по всему Советскому Союзу и может считаться главным путешественником среди курганских авиаэкспонатов, а вертолет Ми-2 служил в санавиации.

Самый интересный и самый современный в курганском музее экспонат – самолет Су-27, в России очень мало мест, где можно посидеть в его кабине. К тому же открыть кабину Су-27 очень сложно – к ней шлангом подключают баллон с воздухом, и она открывается под давлением.

Эти красавцы-самолеты до сих пор стоят на вооружении в российской армии. У них есть удивительное умение: Су-27 самостоятельно возвращается на аэродром вылета, даже если летчик ранен или погиб.

«До сих пор технические характеристики Су-27 не превзойдены. То, что создают сейчас, – по сути модификации прежнего Су-27, – уточнил исполнительный директор АО «Аэропорт Курган» Дмитрий Коваленко. – А штурмовик Су-25 уникален тем, что ни один его пилот во время боевых действий не погиб. Это последователь знаменитого штурмовика Ил-2, он оборудован броневой капсулой. Именно на воздушном судне, которое стоит в Кургане, летал генерал-майор авиации в отставке Александр Руцкой, советский и российский государственный и политический деятель, Герой Советского Союза. Он был у нас в музее много лет назад и узнал свой самолет по номеру борта».

В Курганском музее авиации есть и другие самолеты, переносившие на своих крыльях легендарных людей. На самолете с бортовым номером 04 летал космонавт Владимир Комаров. Ил-14 в 50-х годах числился самолетом штаба Уральского военного округа, когда им командовал маршал Георгий Жуков, и служил бортом для знаменитого полководца. Ил-14 – самая старая модель музея, ему стукнет 70 лет в этом году. Этот ветеран и друг «Маршала Победы» был доставлен в музей из детского лагеря «Космос», где служил аттракционом для ребятишек, но организаторы музея его там случайно увидели, и самолет занял свое заслуженное место в музее авиаславы.

МиГ-17 относится к первым реактивным истребителям, а МиГ-19П – самолет-перехватчик, первый МиГ, который преодолел скорость звука, развив свою скорость до 1410 км в час.

Самый раритетный музейный экземпляр – самолет-истребитель, бомбардировщик Су-7Б. Этих самолетов выпустили всего порядка 7000 единиц, и все они были очень быстро списаны, многие были переплавлены, так что в нашей стране этих стремительных крылатых машин осталось крайне мало.

Внутри самолета Ил-14 тоже образовался своеобразный «музей в музее», здесь представлена экспозиция аварийно-спасательного оборудования – 42 музейных предмета: от манекена летчика самолета По-2 до системы спасения и жизнеобеспечения К-36ДМ.

Это катапультное кресло военного самолета, бортовые аварийные самописцы (или, как их называют в народе, «черные ящики»), спасательная лодка, которая крепится к катапультному креслу, если полеты происходят там, где есть водоемы…

Как и любой экспонат, стоящий под открытым небом, самолеты имеют неприятное свойство изнашиваться. И в этом году началась их масштабная реставрация. Первые самолеты, которые «почистят свои крылышки» в сентябре, – МиГ-17 и МиГ-19П, гостеприимно встречающие посетителей на входе в музей. На следующий год запланирована реставрация еще трех самолетов.

К сожалению, музейная коллекция с 2003 года ни разу не пополнялась: очень сложно купить и привезти в Курган тяжеловесный и очень недешевый самолет. Хотя у авиамузейщиков имеются кое-какие планы на этот счет, но пока они держатся в строгом секрете.

– У нас помимо выставки самолетов есть большой музейный фонд, – рассказывает Геннадий Игоревич. – Очень много фотографий, документов, экспонатов, достаточно большая библиотека на авиационную тематику.

В музее будут рады принять в дар от курганцев если не сами самолеты, то все, что касается темы авиации, – личные вещи пилотов, военные документы с именами зауральских летчиков, знаки отличия, награды, форму.

Дни открытых кабин в музее, на один из которых попала я, происходят в теплое время года в праздники с мая по конец сентября. Кроме обзорной, в музее проводятся тематические экскурсии, и в этом направлении сейчас идет активная работа по созданию электронного гида – когда экскурсию можно будет прослушать в наушниках на нескольких языках.

– Это большая работа – приобрести оборудование, придумать тексты и наговорить их, но обещаем, что будет очень интересно, – заверил Дмитрий Александрович Коваленко. – На втором этаже в здании аэровокзала весной следующего года мы также планируем развернуть две музейных экспозиции. Одна будет посвящена нашей знаменитой землячке – летчице Светлане Капаниной, многократной чемпионке мира и нашему большому другу. Вторую экспозицию составит коллекция моделей самолетов.

Рассылка «Курган и курганцы»

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и  WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе  "В Контакте"

Светлана Кошкарова

Последние новости

Почему прививка от кори - лучшая защита?

Почему прививка от кори - лучшая защита? Корь - вирусное заболевание с воздушно-капельным путем передачи.

В Межрайонную больницу № 6 поступило новое медоборудование

Фото Департамента здравоохранения Курганской области. По поручению губернатора Курганской области Вадима Шумкова в регионе активно ведётся работа по ремонту, благоустройству и оснащению медицинских учреждений.

По иску прокуратуры Курганской области за вдовой ветерана боевых действий признано право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья

Прокуратура Курганской области провела проверку по обращению вдовы ветерана боевых действий о нарушении ее жилищных прав.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Дербенте с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *