Чемпион мира по ледовому спидвею из Кургана Колтаков раскрыл секрет заездов на метаноле с трехсантиметровыми шипами
Нашу съемочную группу пригласили в частный мотоклуб. «Здесь, как на обычном мотоцикле, стоит несущая рама, передняя вилка, амортизатор так называемый, задний амортизатор, два колеса, руль, сцепление сухое с левой стороны.
Нашу съемочную группу пригласили в частный мотоклуб.
«Здесь, как на обычном мотоцикле, стоит несущая рама, передняя вилка, амортизатор так называемый, задний амортизатор, два колеса, руль, сцепление сухое с левой стороны. Замечу, что с левой стороны нет подножки совсем, потому что мы поворачиваем налево по стадиону только против часовой стрелки. Чтобы повернуть с максимально быстрой скоростью, нужно положить мотоцикл до руля. Левый край руля касается льда, руль смещен максимально вправо. Две передачи. Первая включается вверх, вторая вниз. Ну и самый главный момент в этом мотоцикле – топливо - метанол, технический спирт, двигатель очень сильно зажат», - знакомит нас с устройством своего «железного коня» чемпион мира по ледовому спидвею 28-летний курганец Дмитрий Колтаков.
Его мотоцикл весит 116 кг. В глаза сразу же бросаются шипы. «Какова их длина? Зачем они вообще такие большие, удобно и безопасно ли так ездить?» - интересуемся мы. Дмитрий объясняет: «У летнего мотоцикла на резине видим вот такие шашечки, это для того, чтобы цепляться за землю. У ледового мотоцикла специально делаются шипы длиной 28 мм, они добавляют устойчивости при повороте. Колесо защищено специальным приспособлением, оно сделано моим отцом из карбона. Сморите: легкий, крепкий».
«Правда ли, что мотоцикл у вас без тормозов? Это какая-то техническая неполадка или так задумано?» - задаем вопрос. Гонщик отвечает, что в правилах прописано: у мотоцикла не должно быть тормозов. Страшновато на первый взгляд, но он уже привык.
Мы пытаемся понять: «Недостаточно знать правила дорожного движения и уметь быстро, ловко ездить, нужно еще и в технике самому разбираться, да? В мотогонках не как в боксе – купил перчатки и пошел на ринг?». Дима говорит, что каждый спортсмен сам лично готовит свое транспортное средство к гонкам, ведь стиль езды у всех разный: «У меня два основных мотоцикла, еще в запасе колеса и несколько моторов с собой вожу. Здесь нет такого, что просто взял новый стандартный мотоцикл, сел и поехал - далеко не уедешь».
Комбинезон для ледового спидвея раньше у Колтакова был кожаный, сейчас из кевлара. Он немного легче и в разы безопаснее. «Когда в этот комбинезон втыкается шип, комбинезон приостанавливает его немного. Бывало, что кожу просто шипами разрезало», - вспоминает он. Заезд проходит меньше минуты, в мороз, бывает и в «минус» 40 градусов. «Утеплителя нет. Приезжаешь и, как будто в жару, потеешь, потому что на одном дыхании все происходит», - показывает костюм Колтаков.
Спортсмен надевает нагрудник, ремень и специальный наколенник, который дает возможность скользить и контролировать езду при поворотах. У Димы часто спрашивают, зачем ему столько много шлемов, да еще и разноцветных. Оказывается, это тоже правила такие. В этом виде спорта есть таблица, где гонщики расписаны по дорожкам. Издалека судьям тяжело определить, кто выступает под каким номером, поэтому различать приходится по цвету шлема. Для каждой дорожки он свой. Также у Дмитрия целая сумка очков. Здесь уже под настроение. У летних тонкий затемненный фильтр, у зимних двойной. На видном месте в мотоклубе Колтаковааккуратно стоят мотоботы. Мы подняли их – каждый не меньше килограмма.
В 1998 году Сергей Колтаков свозил сыновей в Каменск-Уральский на мотокросс, гонки так впечатлили парней, что все они решили сесть на мотоциклы и упорно тренироваться. С головой в этот вид спорта затянуло младшего Диму. Лет в 10 юноша уже понял, что это станет делом всей его жизни. Многократный чемпион мира по ледовому спидвею шадринец Николай Красников пригласил молодого человека попробовать свои силы в мотогонках на льду. Первые серьезные результаты были уже в начале 2000-х.
Те, кто думают, что ледовый спидвей – сезонный вид спорта, ошибаются. Тренировки у Дмитрия каждый день. «Физическая подготовка: чередую велосипед, квадроцикл и мотоцикл. Подготовка ледового мотоцикла начинается в сентябре. Сам работаю с техникой, помогают механики. В ноябре у команды сборной России сборы. В начале декабря проходят первые соревнования: полуфинал чемпионата России, командные состязания чемпионата России и в феврале-месяце у нас уже мировые соревнования», - перечисляет молодой человек.
Ледовый спидвей – вид спорта не из дешевых. Один мотоцикл стоит порядка 800 тысяч рублей, двигатель на него – более 300 тысяч, комплект шипов - 54 тысячи. А еще нужно, чтобы был автобус для транспортировки мотоциклов к месту турнира. Такой автобус Дима тоже купил, в пассажирском отсеке есть и диван, и стол, и телевизор, только душа не хватает. В грузовом все оборудовано для перевозки. Если мотоклуб он в шутку называет вторым домом, то эта машина – третий дом.
Если взять экипировку, то одни только наколенники обошлись Диме в 320 тысяч: «Делали в Германии по моим ногам, по слепкам, из карбона, со специальными вставками. У меня травма колена».
С особым волнением спортсмен вспоминает сезон 2015 года, который принес ему звание чемпиона мира досрочно, без последнего этапа. За месяц до этого на чемпионате России Дмитрий сломал ногу. «Перелом коленного сустава, обрыв крестообразной связки с осколком. Стоял вопрос, смогу ли я выступать в этом сезоне вообще. Я практически полностью восстановился, очень хотелось на чемпионат. В этом же году стал чемпионом мира. Ездил на обезболивающих, буквально со слезами на глазах. Такая боль была, что просто это не выразить словами», - рассказывает Дмитрий.
Порой недостаточно просто хорошо подготовиться самому и проверить свой мотоцикл. Многое на спортивной площадке зависит от качества льда. По словам Димы, спортсмены из-за рубежа часто приезжают тренироваться в нашу страну, так как это дешевле, да и школа у нас хорошая.
В Кургане подходящей площадки нет, поэтому много времени Дмитрий проводит на шадринском стадионе. Выступает, кстати тоже за Шадринск. «Необходимо большое количество специально намороженного льда, примерно полметра. Стадион, который подготовлен для массовых катаний на коньках, не подойдет - шипы выгрызают этот лед», - говорит Дима.
В школу чемпион мира по мотогонкам на льду ходил без особого желания, за что сейчас ему, конечно, немного стыдно. Любил физкультуру, а вот математику и английский не очень. Молодой человек с улыбкой признается: «Приходится много и часто общаться с коллегами за границей, механик помогает переводить. Сейчас есть гаджеты, удобно. Информация порой плохо запоминается из-за травм, сотрясений, так что одно я понял точно: нужно со школы все учить».
У Дмитрия несколько десятков кубков и медалей! Чтобы посмотреть все награды, нужно выделить целую комнату, часть сейчас лежат в коробках, часть украшают полки в шкафах, стоят на холодильнике – кругом. Притом что Дима – очень скромный парень. Достигать высоких результатов ему помогают целеустремленность и поддержка близких, признается он. Мастера спорта международного класса Колтаков выполнил еще три года назад, сейчас идет речь о присвоении ему звания заслуженного мастера спорта России. Дело за малым – согласовать в министерстве спорта некоторые документы.
Блиц-опрос
- Ваш самый сумасшедший поступок в жизни?
- Таких поступков много. Наверное, заняться таким видом спорта.
- Продолжите фразу «я никогда не»
- Не курил.
- Я очень люблю поесть что?
- Вкусное, сладкое.
Екатерина Черепанова. Фото из личного архива героя публикации.
Последние новости
Индексация отпускных
При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов),
В Ханты-Мансийске стартовал Межрегиональный форум МФЦ
Он будет проходить 23 и 24 января. Организатором мероприятия выступил АУ «Многофункциональный центр Югры», которому в этом году исполняется 15 лет со дня открытия.
Получить разрешение на снос, посадку, обрезку деревьев и кустарников можно быстрее
В административный регламент предоставления муниципальной услуги в начале 2025 года были внесены изменения.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией